шо нового

Сергей Трымбач: В поисках украинского блокбастера
21:40/28.09.2011

Беседа с Сергеем Трымбачем - известным украинским кинокритиком, сценаристом, экспертом в области современной кинематографии

ШО Как Вы считаете, может ли Украина прямо сегодня начать снимать свой блокбастер? 

У нас уже были попытки в 2001 году. Юрий Ильенко обещал создать блокбастер. Даже во всеуслышание заявил, что его фильм «Молитва за гетьмана Мазепу» пойдет в мировой прокат и принесет Украине миллионную прибыль. Однако всем известно, чем это закончилось: жестким артхаусным  кино. Ничем другим, и не могло. Он режиссер другого плана.  Не знаю, то ли он переоценил свои возможности, то ли возможности тогдашней киностудии.  Отказались от натуры, часть эпизодов было выкинуто. Но дело не только в этом: в фильме не оказалось внятной идеологической составляющей. Вместо рассказывания истории, Ильенко стал экспериментировать: и корабль дал крен в сторону эстетики.  К сожалению, подобное видение может быть интересно лишь невысокому проценту аудитории. Блокбастер – это же  совсем иное кино, – массовое.  Это бомба. Ильенко тоже хотел  создать бомбу. Казалось бы, и персонаж выбран правильно – Мазепа –  яркая противоречивая личность, и сюжет мог бы быть с  большими драматическими перипетиями в известных исторических рамках, но наша бомба, увы, не разорвалось… Хотя «бомб» в нашей истории было предостаточно…
    
ШО Ну, вот, журнал «ШО» решил выступить в роли продюсера. К примеру, мы готовы вложить 70 миллионов долларов: хотим прославить Украину, а выходит, что  Вы, как председатель Союза кинематографистов, нас отговариваете даже попробовать?
В Голливуде делают несколько сот фильмов в год, и далеко не все из них приносят прибыль. Даже у них не так часто разрываются «бомбы».  Нам ли, столь мало снимающим сегодня,  говорить про блокбастер? Это звучит так же наивно, как если бы  Украина сейчас заявила, что собирается выиграть  чемпионат по футболу Европы. Это все равно, что пятилетний мальчик, станет хвастаться будущими любовными победами.  Пусть вырастет, тогда посмотрим, какой из тебя мужик выйдет.  Бессмысленно говорить о подобном, пока не окреп и не вызрел.  
   
ШО Представьте, что деньги все-таки есть, и Вам решать, кого назначить режиссером, кого взять в сопродюсеры. Кому бы из наших доверили? 
Боюсь, что никому.  Режиссера стал бы искать за границей, сумма ж приличная, позволяет? Если взялся как продюсер, значит должен отвечать. Нет, это не значит, что я плохо отношусь к нашим режиссерам. К отдельным -  с большим уважением, ценю их творчество, но и прекрасно понимаю, что они не сделают фильм, который себя окупит. Был бы Ежи Гофман моложе,  в первую очередь предложил бы ему. 
   
ШО Должна Вас огорчить, мы уже  предлагали Ежи Гофману участвовать в проекте, но он отказался. Сослался на то, что ему, как иностранцу, не подобает указывать, на каком материале создавать блокбастер, и что Украина должна самостоятельно определиться с темой и героем, и что все, что он думает о развитии кино в нашей стране уже сказано им в лекциях для украинских студентов. Мало того, его продюсер, Ежи Михалюк, в начале переговоров предупредил, что режиссер себя плохо чувствует и в ближайшее время ничего снимать не собирается. 
А я слышал обратное от Шкляра, что Гофман читал его роман «Черный ворон» и готов взяться за экранизацию.    
     
ШО Читала об этом, но наши сведения свежее. У вас есть на примете другие кандидатуры?
Надо предложить кому-то из успешных западных режиссеров. Понимаете, у нас в первую очередь нет ответственных продюсеров. Вот, к примеру, Олег Кохан, которого все славят. Безусловно, у него есть вкус, это видно по фильмам, но то, что он делает – это не бизнес, это сплошной артхаус. Мало того, он деньги берет из госбюджета, так и я умею продюсировать! Продюсер – это человек, зона ответственности которого безгранична. А у наших, - зона ответственности сводится только к подготовительному периоду и производству. В западном понятии продюсер – это человек, который рождает идею и контролирует ее материализацию от начала и до конца. Под нее устраивает конкурс сценаристов. Он же отвечает за финансовые итоги проекта. 
     
ШО Ну, сценариста хотя бы отечественного возьмете? 
Скажите где, возьму. Например, Марина Медникова  пишет неплохие сценарии для сериалов. Но нам же нужен совсем другой уровень. Это другой вид творчества, не скажу искусства. Блокбастер – это, прежде всего динамика, нужно уметь поминутно разработать историю. О чем говорить, если у нас нет школы сценаристов. Помнится, Николай Мащенко, побывав в Голливуде, был поражен, что на орбитах Голливуда тысячи сценаристов. В Украине же их лишь десяток. 
Вот кого  без сомнения я взял из наших, так это Богдана Ступку. У нас есть актер с огромным потенциалом, которого знают в мире.   Под него и тему искал бы, и героя. Ведь часто бывает наоборот, прописан хороший герой, а сыграть его некому. Кто этот герой, пока не знаю, но Ступка – это тот реальный наш потенциал, который грех не использовать. Это то, что поняли и оценили россияне.  Было бы смешно, если  Бортко на роль Тараса Бульбы пригласил бы американца. В свое время Сергей Бондарчук просчитался, пригласив в «Тихий Дон» западных актеров. Может, для американцев и так сойдет, но для нас – это смотрится дико, видно, что это люди из другой цивилизации. А Ступка – с этой. Наш! Надо брать! 
  
ШО Давайте, коль визуально герой выбран, подумаем, кого, кроме Тараса Бульбы (мы ж не собираемся повторяться), кого он мог бы сыграть?    
Мы же говорим о том,  чтобы  украинский зритель  пошел на наше  кино? И чтобы после этого просмотра у зрителя не пропало желание смотреть отечественное кино и впредь. При этом нужно учитывать, что в одной Украине 70 миллионов вам не отбить. У нас нет даже достаточного количества кинотеатров. Те же американцы не рассчитывают только на свой прокат. Поэтому нужно думать о создании такого фильма, который можно будет прокрутить  как минимум еще в  шести-семи странах. Вообще нужно думать о совместном, с несколькими странами, проекте. Считаю, если бы  у нас появились сегодняшние «Ночи Кабирии» -  все с удовольствием пошли б смотреть и сопереживать. Кто-то возразит, кого сейчас удивишь историей проститутки? У нас их столько, и политических в том числе, мол, надоело: мы их  и без этого каждый день видим на телеэкране. И  правда, эти все наши не вызывают сочувствия. Но в той истории Феллини была некая магия: она исходила от актрисы Джульетты Мазины, от ее желания подняться над... Подкупали ее наивность и вера. Там идеальная психологическая составляющая...  В «Ночах Кабирии» есть чувственность экрана, которую нельзя создать искусственно. Пусть в современном понимании это не блокбастер, но в 50-е годы этот фильм был один из самых кассовых. У нас же, как ни странно, на экране практически не встретишь личность, которая сегодня вызывала бы сочувствие. Хотя столько обездоленных! 80% - живет бедно или очень бедно. Но их нет на экране. Давайте сделаем кино о них. Нескучное, не о бесцветных буднях. Не о том, насколько они обездолены. Если бы Феллини рассказывал только об этом, никто бы не смотрел. Блокбастер случится лишь в том случае, если  при нашей нынешней разобщенности, которую нам ежедневно навязывает телевидение, появится интегрирующий фильм.  Фильм, который с одинаковым энтузиазмом будут  смотреть в Севастополе, Львове, Харькове, Донецке. Вот это был бы настоящий  идеологический прорыв!  
А пока у нас нет ничего, чтобы нас сшивало, кроме колядок и шедривок по праздникам.  
Что до сих пор объединяет постсоветское пространство? Все смотрят Рязановскую «Иронию судьбы» на Новый год. О том, что кино важнейшее из искусств лучше всех правителей понимал Сталин. По Фрейду кино – коллективное сновидение.           
     
ШО А Украина не может даже сохранить то, что имеет - киностудии. Мы хотели прорваться на Ялтинскую, но она под следствием и замками.
С Ялтой вышла простая история: студию продали российскому инвестору. Этот инвестор явно не собирался делать там кино. Купил территорию за копейки, и рассчитывал, что пройдет какое-то количество лет и все забудут, что там было, и можно будет устроить вместо «парикмахерской» - «булочную».  Это  понятно. Ялта  - «золотой берег», лакомый кусок  у моря: можно целый гостиничный комплекс соорудить. Но вмешалась Крымское отделение нашего Союза, его руководитель, Валерий Павлович Павлотос. Ему удалось организовать общественное движение. Сейчас всей этой историей занимается прокуратура. Если посмотреть сквозь призму закона, то есть все основания, чтоб отобрать у «инвестора» студию. Другой вопрос, что делать дальше, - ведь государство финансировать ее не будет. Но и тут у Павлотоса есть перспективный план реформирования. 
     
ШО Из действующих студий, какую б Вы  выбрали для съемок блокбастера?
У нас есть большие павильоны на студии имени Александра Довженко и «Кинематеке» (в прошлом «Киевнаучфильм»). Правда, у власть имущих возникла прекрасная, в кавычках, идея: свести все студии  воедино.  Уплотнить киношный народ, вернув в «коммуналку», запихнув на киностудию имени Довженко всех – аниматоров, документалистов, игровиков. Хотя как это сделать? Вы же видели, в каком состоянии студии. Довженковцы еще держится. Там руководители не киношники, а бизнесмены, но они хотя бы сохраняют  то, что есть в рабочем состоянии, и зарплату сотрудникам платят. Конечно, сегодня есть известные сомнения в необходимости больших студийных комплексов. Реформа необходима, но умная, взвешенная. Главное – не потерять для кино ни территорий, ни людей. Но то, как у нас реформы проводят, слишком хорошо известно. По принципу «сила (административная) есть, ума не надо». 
Недавно нам, кинематографистам, довелось услышать от одного из нынешних руководителей упрек: вот, мол, на «Мосфильме» - там ого как. Мигом последовал ответ: «В модернизацию «Мосфильма» государство вложило 150 миллионов долларов». А у нас хотят кинА от студий в том состоянии, в котором они есть. Инвалиду, которому ноги перебивали за эти годы множество раз, предлагают посоревноваться с мировым чемпионом. Не говоря уже о том, что материально-техническая база устаревает с каждым днем. Денег в этом году выделили больше, по сравнению с 2009 годом. Не пять, а сто двенадцать миллионов гривен. Ясно, что на блокбастер не хватит. Но государство и не должно финансировать коммерческие проекты. Оно должно поддерживать кинематограф на государственном уровне, при помощи законов. Среди нынешнего руководства государства больше представителей бизнеса. Они, в отличие от Виктора Ющенко, смотрят на кино, как на возможность заработать. Ющенко же кино представлялось машиной по производству мифов. Он просил: «Сделайте мне «Храброе сердце»» (то есть нечто похожее на сочинение Мела Гибсона). Исходил из того, что стране нужны национальные мифы. Но лично я, извините, предлагаемые вами семьдесят миллионов употребил бы на поднятие в стране киноиндустрии в целом, а не на один сомнительный проект.    
 
беседовала Любовь Журавлева
фото - из архива собеседника
 
ШО про собеседника:
Сергей Васильевич Трымбач родился 14 сентября 1950 г. в с. Жовтневое, ныне г. Александрия Кировоградской обл. – украинский кинокритик, киносценарист, действующий глава Национального союза кинематографистов Украины, Лауреат Государственной премии им. А. Довженко (2008), автор множества публикаций, посвященных истории и современной проблематике украинского кино.
 
рейтинг:
4.5
(2)
Количество просмотров: 20937 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама

наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode