шо нового

Звуки города: Стамбул
14:53/01.03.2007

Любому европейцу Стамбул покажется огромным путаным клубком. Маленькие улицы без названий и тупики, сотни мечетей и старинных кладбищ, необъятные рынки и автомобильные развязки, неоновые огни и кромешная тьма. В Стамбуле действительно можно заблудиться так, что не поможет подробная карта. Но, когда углубляешься в сумасшедшую жизнь этого города, есть возможность разглядеть его сердце. И то, какие песни ему ближе

 

 

Музыка большого города

Как известно, Стамбул разделен Босфорским проливом на две части — европейскую и азиатскую. Азия хороша своим спокойствием, отсутствием туристов и дорогими особняками. Европейский Стамбул может показать характер, завлечь красками и развлечь. Главный ориентир для тех, кто согласен потерять голову (на вечер) и готов к приключениям — Таксим. Площадь на вершине холма, от которой тянется улица Истиклаль, пешеходное движение по ней практически не прекращается. Достаточно ступить на Истиклаль, и ты уже подхвачен толпой разновозрастных гуляк, каждый из которых имеет свой план на вечер. Баров, кофеен, модных магазинов здесь больше, чем во всем стольном граде Киеве. Это не кажется преувеличением, так как рестораны и кафе занимают не только первые этажи, но и все этажи до последнего. Прилегающие к Истиклаль улицы не отстают в развитии и образуют настоящий очаг развлечений.
Нас в первую очередь интересуют места музыкальной славы. В одном из переулков с названием Imam Adnan их сразу несколько. «Eski Beyrut» — место вполне домашнее, с приглушенным светом и диджеем с дредами, который ничего не видит кроме образов, возникающих от льющейся музыки. Звучит не регги, а оригинальный сплав из турецкой этники с бодрыми американскими хитами. Соседний клуб¬бар «Life Roof» встречает лифтом, который поднимает в небольшое застекленное помещение с видом на город. Динамичная непретенциозная музыка здесь часто сменяется выступлениями молодых рок­команд. Меню в наличии нет, с барменами можно торговаться. В этом весь Стамбул, вычисляющий приезжего и с улыбкой поднимающий цены в несколько раз. Потому «Kaktus», расположенный рядом, кажется родным и цивилизованным. Это место с историей, одно из первых кафе города, созданных на европейский манер. В нем всегда тесно, уютно и легко найти информацию обо всех культурных событиях; вам в помощь — программы, листовки и подвыпившие тусовщики.
Однако существуют в этом городе подводные камни, наткнувшись на которые долго не можешь прийти в себя. В большие клубы вам не удастся попасть без спутницы. Мужчин не пускают в клуб без подруги по причинам, которые сложились исторически. Мусульманка не могла появиться одна в людном месте. Девушка до сего дня не придет в клуб просто с подругой, а наполненный парнями клуб превращается в неприличное собрание. Правила «пары» соблюдают почти все значимые рок­клубы, включая «Roxy», «Mojo», «Kemanci». Но самым уважаемым клубом Стамбула считается «Babylon», каждую неделю принимающий звезд разного калибра со всего света. Из недавних гастролеров вспомним Maximo Park и Swayzak.
Турецкая музыка, честно говоря, — ужасающа. Она почти круглые сутки льется из телевизоров в формате местной «Песни года», по радио слышно то же самое. Эстрада «по¬турецки» навязчива, однообразна и многоголоса. Сосчитать популярных артистов не представляется возможным, так же как и отличить певцов друг от друга (не говорим уже о том, чтобы запомнить их фамилии). Однако взрослое местное население с легкостью объяснит, как зовут вот этого «дядю с микрофоном, напоминающего Иосифа Кобзона», и чем он знаменит.
Замужние женщины время от времени выбираются небольшими компаниями в ближайший ресторан, где играет местный ВИА, и льют слезы над песнями, полными трагедий. Правда, если не можешь понять чужих традиций, посмотри, но не трогай. Единственно интересная подмеченная деталь — турецкие ансамбли используют вместо гитары саз. Всем гитаристам дорога к молодежи — в рок музыку.
Экспортирует Стамбул музыку различной направленности. Существует масса более интересных артистов, чем певец Таркан и перкуссионный проект Harem (выступали в Украине). О самых значительных музыкантах Турции время от времени напоминают некоторые выпускающие лейблы, компилирующие сборники специально для Европы. Так, лейбл Doublemoon издает серию «Восток Западу», в которой в 2002 году вышел диск «Global Departures from Istanbul», а тремя годами позже «Ethno¬electronic Tales from Istanbul». Музыка на них не сложная, но сочетающая в себе элементы джаза, электроники и этники. Среди артистов, появляющихся на подобных сборниках, можно выделить группу Baba Zula, которую легко назвать эйсид¬этническим оркестром. Этот коллектив, кроме прочего, в 2003 году записал альбом «Duble Oryantal» в содружестве с талантливым британским даб музыкантом Mad Professor и басистом группы Einsturzende Neubauten.
В 2004 году журнал (United) Colors, заинтересовавшись турецкими ритмами, собрал альбом из оригинальных околоэлектронных композиций музыкантов, которые жили или родились в Турции, дополнив его неизданным треком от Muslimgauze. Вся эта радость вышла под названием «Ottomanic».
Турчанка Ипек Ипекчиоглу, переехавшая в Геманию и ставшая клубным диджеем, посильным трудом напомнила о своей родине, издав на лейбле Trikont сборник «Beyond Istanbul: underground grooves of Turkey». Диск содержал танцевальную музыку, замешанную на турецкой ритмике и курдском фолке.
В Стамбуле тоже есть андеграунд и непривозная электронная музыка. Об этом чуть позже…

Слушать:
www.babazula.com
www.myspace.com/doublemoon

 

Рок

Турецкие рокеры, скорее всего, вешают на стены репетиционных баз плакат с пословицей «Где родился — там и пригодился». Их амбиций не хватает для покорения мира. Но суровое рычание привлекает достаточно молодежи для того, чтобы констатировать — в Турции горят свои рок­звезды

В основном рок музыка, выросшая на берегах Босфора, напитана воздухом Атлантического океана. К американским героям здесь прислушиваются, но лишь потому, что массово рок в Турции начал появляться лишь в середине 90 х. Западные влияния чувствовались в турецкой музыке еще с конца 60 х, когда первые рок­коллективы пытались найти свой стиль. Скорее всего, эти поиски были связаны не с острой жаждой экспериментов, а с тем, что на плечах исполнителей лежал груз традиционной турецкой музыки и от ее влияния не так­то легко избавиться. Откреститься от музыкального наследия предков не получилось, но таким образом был выведен новый стиль, в котором соединились этнические узоры фольклора и прямолинейность рок музыки. Ему дали название «анатолийский рок», и в турецком языке он значится как Anadolu Rock.
Одной из весомых музыкальных единиц, разбирающихся в нюансах звучания анатолийского рока, является Шебнем Фера (уроженка не Стамбула, а города Ялова). Настоящая рок­дива, которую хочется сравнить с Сьюзи Кватро, создала в 1994 году коллектив Volvox, возможно, под впечатлением от известного американского фильма, поскольку в группе играли только девушки. Сейчас Шебнем Фера выступает сольно, чем вполне довольна — армия ее поклонников стабильно велика. Судя по альбому «Can Kiriklari» (2005), Фера создает монументально­печальный образ, каким могла обладать разве что Снежная Королева. Поет девушка протяжно, на родном турецком, но гитарные пассажи выдают родственные отношения Фера с хард¬роком двадцатилетней давности, что умиляет, но не радует.
Группу Duman из Стамбула можно отнести к хранителям традиций анатолийского рока. Ее последний диск «Seni Kendime Sakladim» находился на вершине рейтингов рок­пластинок 2005 года. Что особенного в этом коллективе, сказать трудно. На общем фоне выделяется только уставший голос вокалиста и умелое вкрапление восточных барабанов.
Быть особенным и достичь славы — штука тернистая. Это на себе проверили парни из стамбульского коллектива Replikas, которые только спустя семь лет с момента образования сумели издать дебют — «Koledoyuran». Альбом хвалили, и некоторые издания уделили ему место «лучшего турецкий диска 2000 года». В тот же год Replikas выступили перед шоу Аланис Морисетт и обрели уверенность. Музыканты запряглись в упряжку шоу­бизнеса и рванули так, что ныне их справедливо считают особенной и даже уникальной группой. Они не отворачиваются от экспериментов, изучают психоделические ходы в музыке, были замечены прогрессивным изданием Wire. Очень много Replikas сочиняли для кино и даже могут похвастать наградой за саундтрек к фильму режиссера Кутлуга Атамана «Две девушки». Третий альбом группы, изданный в 2005 ом под названием «Avaz», тоже примечателен — хотя бы сотрудничеством Replikas с продюсером Уортоном Тиерсом, записывавшим в свое время Sonic Youth.
История другой уважаемой стамбульской команды, Mor Ve Otesi, отличается тем, что она создавалась в условиях студенческого идеализма. Продвигаясь от концерта к концерту, команда доросла до контракта с серьезной фирмой грамзаписи, которая впоследствии продала один из их альбомов тиражом 250 тысяч экземпляров. Сегодня этих музыкантов знают в Европе, время от времени приглашают на фестивали, а клипы изредка показывают на европейском MTV. Так, на музыкальный канал попал клип Mor Ve Otesi «Uyan», смонтированный из фрагментов советского анимационного фильма 1968 года (режиссер Андрей Хряновский), который мы с вами не увидели в свое время потому, что фильм был запрещен цензурой. Сама группа хороша в первую очередь мелодичными песнями и протяжным вокалом, который показывает турецкий певучим языком.
Молодые рок музыканты отличаются от стариканов расчетливостью. Даже путь в глубокий андеграунд лучше рассчитать, если главной целью является мировая известность. Группа Dorian, собравшись в Стамбуле 6 лет назад, ясно представила, что должна выйти к европейскому слушателю. Несколько лет работы и притирки к рок мейнстриму вывели Dorian к подписанию контракта с EMI. Сможет ли команда конкурировать, например, с британскими музыкантами, — большой вопрос, повисший в воздухе. Потому что в их песнях не так много оригинальных идей, а сплошь подражание известным рокерам.
Многие команды еще сами не определились в своих целях и просто играют как чувствуют. Молодой пост-рок­проект Kafabindunya из таких, уважаемая в хард¬рок кругах банда Kurban и фолк¬рок­группа Vega точно такие же. Важно быть счастливым от результатов собственного творчества, и если кому¬то твое дело по душе — можно считать, что время прошло не зря. Примерно так размышляет певица с дивным именем Гюлюш Гюлджюгил, которая свои дни делит между Турцией и Францией. Она живет около семи лет в Стамбуле, но французские друзья, коллеги и студийные возможности порой увозят ее ближе к Парижу. Музыкальный проект Гюлюш — Betty Ween — проще всего ввести в направление поп­рока, но, по сути, в нем слышится уверенность рока, фрагменты джазовых импровизаций и подход альтернативного музыканта. Сама Гюлюш признается, что впечатлена сочинениями Ива Биттова, Пи Джей Харви и Диаманда Галас. Betty Ween для Гюлюш — это способ создавать «серьезную» музыку, которую были бы в состоянии понять простые слушатели. Два альбома подобных поп­экспериментов уже выпущены. Последний из них в 2006 году вышел под названием «Bitter» на лейбле Elec¬Trip Records. Компания занимается преимущественно электронной музыкой. Следует сказать слово и об этом пласте современной турецкой культуры. Перевернем страницу, оставив рок музыкантов, которые в состоянии о себе рассказать собственными сочинениями.

Читать и слушать:
www.anatolianrock.com
www.sebnemferahfan.com
www.halimizduman.com
www.morveotesi.com
www.myspace.com/kafabindunya

 

Эксперименты и электроника

Электронная музыка Стамбула имеет неповторимый привкус, настоянный на знаниях старинных инструментов Азии и понимании того, что границ у музыки не может быть в принципе

Последнее приобретение независимого стамбульского лейбла Elec¬Trip называется Portecho. Им занимаются Тан Тунчаг и Дениз Чуйлан — композиторы саундтреков к рекламе и телешоу. Тан жил в Лондоне, откуда привез опыт работы диджея, впечатления от совместных выступлений с Plaid и The Orb и собственное мнение по поводу того, как должна звучать электроника. Дениз известен в Турции участием в проекте с названием Maya, изданием журнала альтернативной культуры Bent и работой саундпродюсера композиций к показам мод в Дюссельдорфе и Москве. Оба молодца два года тому назад основали Portecho и осенью 2006¬го издали дебютный альбом «Undertone», в котором электронные выкрутасы гармонично сочетались с акустикой и вокалом. Тексты группы англоязычны, да и, в общем, материал может быть доброжелательно принят в Европе.
Чем хорош термин «электронная музыка», так это своей туманностью и размытыми границами. Кроме танцевальной музыки, конечно, он вмещает в себя такие экспериментальные жанры, как нойз и эмбиент. Зачастую читать о подобных опытах интересней, чем слушать. Но кое­что действительно удивляет, тем более если неожиданно находишь это в Стамбуле.
Зафер Арачагек получил степень доктора философии в Осло. Став специалистом в области литературы, он вернулся в Турцию и почувствовал себя Гомером. Он начал писать книги о сути «Одиссеи», андеграундных литературных фигурах, теории Лейбница и обо всех прочих вещах, о которых нормальный человек даже не задумывается. Последняя книга Зафера «Sifirografia» была напечатана в 1999 году и некоторым образом явилась автобиографией. Со стороны дальнейшие события кажутся радикальной трансформацией личности писателя. Зафер берет себя псевдоним Sifir, то есть «Ноль», и превращается в композитора, причем, пытаясь доказать, что музыка — это истерия. Основываясь не на каких­либо жанрах, а на философии Жиля Делёза, Зафер пытается ответить на вопросы, что такое ритм, шум, искажение. Альбом Sifir 2005 года «Ben Aptalım Çünkü Ölüyüm, Ben Ölüyüm Çünkü Aptalım» (что значит «Я глуп потому, что мертв, а мертв потому, что глуп», диск вышел на стамбульском лейбле ADA Records) удивительным образом демонстрирует воздушные композиции, созданные глухими ударами, шепотом, диковинными звуками, которые приятно ложатся на слух. В этом одно из достижений Зафера — экспериментальная музыка дружественна по отношению к слушателю, она создает не только фон, но и само пространство. Еще одно преимущество проекта Sifir — концептуальность, попытка решения проблемы, изучение темы и желание ее прочувствовать. Кстати, упомянутый альбом замкнут в рамки звукового эксперимента, который должен был описать финал жизненного пути Ницше.
Sifir существует не только как студийный проект, Зафер выступает на арт­форумах и на специальных фестивалях. Причем, он уже может вспомнить свои концерты на одной сцене с группой Merzbow и эмбиент-проектом Scanner.
Существует несколько версий, с чего начала строиться электронная сцена Турции. По одной из них, с выпуска в 1997 году первого электронного альбома, который назывался «Trip». То был опыт в области трип хопа композитора Гехана Кирдара, который родился в Айдине, но получил образование в Стамбуле. Вначале он учил архитектуру, потом музыку, которая полностью овладела Геханом и даже заставила создать небольшую музыкальную компанию (с названием Loopus). Кирдар не только сочиняет музыку, но и собирает ее, как гербарий, систематизируя звуки в библиотеки. Наверняка сегодня в архивах композитора можно потеряться, потому что за последние десять лет он стал одним из самых популярных авторов саундтреков. В 2002 году Гехан получил свою первую награду за музыку к фильму. Каждый последующий год дарил ему призы и уважение академиков киноискусства. Три года тому назад был издан двойной альбом «Kurtlar Vadisi», который Кирдар сочинял для телесериала о турецком военном отряде, бедствующем в районе Персидского залива. В начале прошлого года оказалось, что по мотивам сериала был создан полнометражный фильм «Kurtlar Vadisi — Irak», музыку к нему писал, конечно, Гехан, придумавший звуки храбрости и веры. Этот саундтрек отличается от всего турецкого «материала», потому что Кирдар погружает в историю среднеазиатской музыки. Мусульманские пения и физическое ощущение пустыни записаны с помощью компьютерных технологий и живых эмоций фолк-исполнителей. Композитор интересуется тем, как звучали турецкие народные инструменты 10 тысяч лет назад, и замечает, что жить в Турции — значит много размышлять о ценностях Востока и Запада. Стамбул лежит между ними. В таком месте не может быть все просто. Это город контрастов, как мы знаем с дет­ства. И музыка в нем слышна не всегда обычная.

текст: Вадим Куликов

Читать:
www. elec-trip. com
www.gokhankirdar.org

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 17676 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode