шо нового

Вибратор японского кино
14:12/01.01.2007
 
Рюичи Хироки в этом году исполняется 51. Сейчас это один из известнейших режиссеров Японии. Каждая его новая картина — событие. Но в отличие от других видных режиссеров своего поколения, Хироки стал знаменитым всего три года назад. До этого он снимал порно
 
 
Кинокарьера Хироки началась в конце 70 х, когда он устроился на работу к знаменитому продюсеру пинку (японских софт-порнофильмов) Генджи Накамуре. Хироки хотел снимать, у него даже был сценарий, но ему сказали, что сначала нужно поработать ассистентом у других режиссеров. Как он вспоминает, это было чудовищно скучно и утомительно. Свой первый фильм «Городской стиль» он снял в 1982 м. Фильм с треском провалился, — оказывается, даже порно может проваливаться, — и Хироки уже думал закончить карьеру в кино, но решил дать себе еще один шанс. На этот раз он снял гомосексуальное порно «Наш сезон». Эта картина очень понравилась зрителям, студия дала Хироки деньги, и он начал штамповать по 3 4 пинку в год. За десять лет он снял больше двух десятков лент. А потом вдруг решил переключиться на мейнстрим. В Европе или США это было бы невозможно. Начал снимать порно — снимай. Но в Японии Хироки спокойно доверили любовные драмы. Он быстро завоевал уважение как крепкий мастер. Так продолжалось еще десять лет и одиннадцать фильмов. Пока в 2003 м Хироки не снял фильм «Вибратор». Очень романтическое кино про любовь, с названием, не имеющим никакого отношения к секс¬шопам: имелся в виду вибратор мобильного телефона. И вся страна встала на уши. Критики объявили «Вибратор» лучшим фильмом года, а то и десятилетия. Картина уже третий год не перестает кататься по международным кинофестивалям. А Хироки, на подходе к пятому десятку, стал одной из главных надежд японского кино. Такой вот тридацатилетний путь от порнографии к всеобщему признанию: такая карьера, наверное, возможна только в Японии.
 
ШО Многие крупные японские режиссеры, например Йошими Цуморита, Такаси Исии и вы в том числе, начинали свою карьеру со съемок пинку…
— У нашего поколения режиссеров просто не было возможности начать с чего¬то, кроме порно. Крупные продюсерские фирмы не работали с молодыми режиссерами, все места в большом кино уже были поделены.
 
ШО Тем не менее я не могу представить себе американского или европейского режиссера, начавшего с порно, а потом перешедшего в большое кино. На порно его карьера и закончилась бы. Вот наоборот, из большого кино в порно, сейчас переходят…
— В Японии, в отличие от Запада, у порно, и в том числе кинопорно, есть свое место в культуре. Это не такая жесткая порнография, как в Европе или США. В свое время в Японии был бум пинку, их смотрели больше, чем обычное кино.
 
ШО Я видел не так много ваших фильмов, всего четыре, но все эти фильмы сняты как бы от лица женщины. Насколько я понимаю, это относится и к большинству ваших кинокартин. Почему вы, мужчина, делаете «женское» кино?
— Фильмы о женщинах снимали и многие великие европейские режиссеры, а для японских режиссеров Микио Нарусе и Кэндзи Мидзогути это была главная тема творчества. Эти режиссеры оказали на меня большое влияние, видимо поэтому я и снимаю на ту же тему.
 
ШО Что вас больше всего интересует в женском характере?
— Женская сила и женская нежность.
 
ШО Вы считаете, что женщины сильнее мужчин?
— Не знаю. Сам я слабак, так что чувствую, что женщины сильнее меня.
 
ШО Женщина из «Вибратора» не кажется такой уж сильной.
— Трудные у вас вопросы! Я люблю людей, которые следуют своим чувствам. Это не вопрос силы и слабости, и мужчины и женщины пытаются жить своей жизнью. Но с течением жизни они сталкиваются со многими болезненными вещами, а когда твои чувства ранят, все страдают одинаково. Тут не важно, сильный человек или нет. Не важно, мужчина или женщина. То, что я снимаю фильмы про женщин, наверное, просто случайность. Мне нравится о них снимать. В общем­то, я делаю кино о людях, которые живут — наталкиваются на препятствия, страдают…
Женщина из «Вибратора» хочет от мужчины секса. А подобного от женщины не ждут! Но она такая, какая есть, и мне это нравится.
 
ШО Перед тем как сделать «Вибратор», вы уже больше двадцати лет снимали кино. Считались хорошим режиссером, но никогда — самым лучшим. А после «Вибратора» обрели статус одного из самым популярных киномастеров Японии. Как если бы не первый год участвовали в чемпионатах, и вдруг получили золотую олимпийскую медаль. Что вы думаете по поводу внезапно обрушившейся на вас славы?
— После того, как я снял «Вибратор», обо мне начали говорить, что я режиссер женского образа. Меня зовут на разные фестивали. Но никакого существенного изменения я не почувствовал. Потому что не поменялось главное. Я пять лет готовил этот фильм, и сейчас, после его успеха, мне все так же очень трудно доставать деньги на свои фильмы. То, что я снял фильм, который всем понравился, и получил эту самую золотую медаль, на мое финансовое положение существенно не повлияло.
 
ШО Сильно ли отличается для вас самого «Вибратор» от ваших предыдущих фильмов?
— По сути, это логическое продолжение моих предыдущих лент. В последнее время я работал с одними и теми же людьми. И одним и тем же образом я отношусь к каждой своей новой работе. И, снимая «Вибратор», я, конечно, не думал о какой­то там медали. Интересно, что новую картину, снятую уже после «Вибратора», все теперь сравнивают с ним, так что мне стало даже труднее.
 
ШО Ваш последний фильм, «Мягкая жизнь», по моему, еще лучше «Вибратора». Кстати, почему по-английски он называется «Просто болтовня»?
— Это экранизация очень популярного в Японии романа, который и называется «Просто болтовня». Написавшей его Акике Итояме эта экранизация не понравилась, и нам пришлось изменить название фильма для проката в Японии. Как он будет называться в других странах, писательницу так не волновало.
 
ШО Что же ей так не понравилось?
— Особенно ей не понравилась концовка.
 
ШО На самом деле, мне концовка тоже показалась не очень логичной. По моему, она какая¬то слишком жесткая для этого фильма.
— В романе концовка была намного жестче. Госпоже Итояме не понравилось, что мы ее смягчили.
 
ШО Вы говорили, что вам трудно находить деньги для своих фильмов. Как в Японии финансируется кино: это делают киностудии, как в Америке, или деньги на арт­кино дают спонсоры, или же режиссеры во многом живут за счет государственных субсидий, как в Европе?
— Так же как в Европе: в основном деньги на фильмы мы получаем от государственных организаций. Эти организации имеют четкий план финансирования кинематографа. Хотя иногда дополнительные деньги дают и спонсоры.
 
ШО Неужели успех вашего фильма не сделал вас в их глазах финансово привлекательным для спонсирования?
— Успех не является причиной для выделения финансирования. 
 
ШО А что же является?
— Известные актеры в проекте, экранизация какой­нибудь успешной книги. А вообще если бы я знал, как доставать деньги…
 
ШО Все ваши фильмы, которые я успел посмотреть, были об отношениях мужчин и женщин. Но везде эти отношения очень разные. И ни один из этих фильмов не был о любви, по крайней мере в обычном понимании этого слова.
— (смеется) Для меня эти отношения и являются самой обычной любовью. Например, в фильме «Токийская мусорная женщина» женщина собирает выброшенные вещи, коллекционирует плохие качества мужчин, их грязь. Через эту грязь она чувствует себя ближе к ним. Через их плохие качества она может лучше понять мужчин, но когда она видит человека лицом к лицу, это представление полностью распадается. Женщина везде, не только в Японии, ищет принца на белом коне. И мой фильм как раз об этом. Мужчины тоже ищут единственную. Все мои фильмы — о поисках настоящей любви. Иногда мы ее находим, но не успеваем рассмотреть самого человека. Об этом я и снимаю.
 
ШО В ваших фильмах главные герои очень одиноки. Вы чувствуете себя одиноким человеком?
— (смеется) Да, у меня мало друзей.
 
ШО Герои в ваших фильмах, даже найдя любовь, только узнав друг друга получше, расстаются: в «L’Amant» — спустя год, в «Токийской мусорной женщине» — спустя пару месяцев, в «Вибраторе» и «Мягкой жизни» вообще через два­три дня. Вы считаете, что настоящая любовь невозможна, возможны только ее поиски?
— Любовь не является главной темой. Это просто способ понимания жизни — через любовь. Я пытаюсь описать жизнь, поэтому и снимаю эти love story.
 
ШО Получается, что вы пессимист не только в отношении любви, но и в отношении к жизни вообще?
— Это не пессимизм. В жизни не получается больших хэппи­эндов. Она складывается из маленьких хэппи­эндов, вроде тех, которые есть в «Вибраторе» и в «L’Amant». Потом из этих маленьких может сложиться большой хэппи­энд. Конечно, это просто мой личный взгляд на вещи. Кому­то эти хэппи­энды могут показаться большими, для кого-то они вообще не хэппи­энды. Но я не хочу снимать большие хэппи­энды.
 
ШО Возможно, вам просто не нравится снимать большие «энды», не важно, хэппи или анхэппи. У вашего коллеги Такеши Миике хэппи­эндов тоже не бывает, зато в конце фильма все его герои часто лежат мертвые. То же у Такеши Китано. У вас фильм заканчивается минимальными изменениями в человеке. Вы не любите драматические концовки?
— В моей жизни ничего такого драматического не происходило. Мне очень нравятся фильмы Миике и Китано, но поскольку моя жизнь очень спокойная, мне ближе маленькие изменения.
 
ШО Японские фильмы, которые я видел до этого, были очень «японскими». «Вибратор», как мне кажется, фильм, если так можно сказать, международный, его действие могло бы происходить в любой стране. В Японии, в Европе, в США — фильм бы от этого не изменился… 
— Откуда вы?
 
ШО Я русский.
— В России женщина может сказать вам, что хочет заняться с вами сексом?
 
ШО Не то чтобы это происходило сплошь и рядом, но такое вполне может случиться. Мне кажется, такое может случиться где угодно, кроме разве что стран вроде Ирана или Ирака.
— Видимо, потому, что зрители всего мира это чувствуют, этот фильм и смотрят во многих странах. «Вибратор» — очень простая история. Просто и о том, как два человека сначала встречаются, а потом расстаются. Это понятно всем.
 
ШО В японских фильмах, по крайней мере в тех, которые доходят до Европы, очень много насилия. В ваших фильмах насилия гораздо меньше, а в «Вибраторе» его вообще почти что нет. Когда я его смотрел, зная, что это японское кино, я все время ждал, что герои остановятся на бензозаправке, столкнутся с якудзой, будет какое­нибудь жестокое избиение, ну или какой­нибудь автомобиль, который едет за ними, догонит их, остановит, опять же будет драка. Но ничего подобного так и не случилось. Так вот, действительно ли насилие так распространено в японском кино, как нам видится здесь, в Европе, и если да, то каково вам плыть против течения?
— В фильме, который я снимаю сейчас, насилия будет достаточно (смеется).
 
ШО То есть вы решили исправиться?
— (смеется) Если серьезно, мне кажется, что в последнее время в мире стало больше насилия, и я должен это показать.
 
ШО Кто вас больше всего привлекает из современных режиссеров? Есть кто­нибудь, кто на вас повлиял?
— Разумеется, такие крупные режиссеры, как Миике, Цукамото, Ишии — все это поколение режиссеров — оказывают на меня большое влияние.
 
ШО Существует ли что­то общее у режиссеров из Китая, Кореи, Японии? Существует ли в действительности такое понятие, как «азиатское кино», о котором говорят в Европе?
— Азиатское кино очень разное. Корейцы ставят крупнобюджетные боевики, которые с большим успехом идут по всей Азии. Китайские режиссеры, особенно известные, вроде Чжана Имоу и Чена Кайге, в последнее время тоже занимаются масштабными постановками, наподобие голливудских. Японцы же снимают в основном простые недорогие фильмы о человеческих отношениях. Наше кино ближе всего к жизни.
 
ШО В последнее время все больше режиссеров из Японии зовут снимать фильмы в США, Европу, особенно во Францию. Где бы вы хотели снять кино — в Америке или в Европе?
— Конечно, если бы такая возможность была, я бы поехал и в Европу. И в Америку. Но пока ее нет, так что и говорить не о чем.
 
ШО В таком случае, какое кино вам ближе — европейское или американское?
— Я японский режиссер, так что для меня ближе всего японское кино. 
 
Текст: Остап Кармоди
Прага
 
рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 35147 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode


tabakka.com.ua/shlangi-dlya-kalyana.html