шо нового

Валерий Тодоровский: «Выход один — снимать кино»
15:52/01.09.2011

Одесский кинофестиваль, кроме хорошего кино, дает пищу для ума. «У кого есть ум, тот сочтет число» наших режиссеров — их кот наплакал. Где их взять? Искать через фестивали и конкурсы. А потом учить или переучивать. Один из многостаночников в вопросах кино — уроженец Одессы, режиссер, продюсер и сценарист Валерий Тодоровский, проводивший на фестивале мастер-класс, как снимать кино. Журнал «ШО» решил с ним поговорить тет-а-тет.

ШО Со времен вашей независимости Россия активно ищет своего национального героя, мечась от одной крайности к другой: в «Сибирском цирюльнике» и в «Адмирале» он одет в форму высокородного царского офицера, в «Брате» — он обычный бедный серый тинейджер. И те и другие жертвы мании избранности. Каков ваш современный российский герой? Кто он?
— Не знаю. Вы задаете вопрос, на который, видимо, ни у кого нет ответа. Наверное, потому его все и ищут, что еще не нашли. Однако похоже, что у каждого свой герой. Когда я снимал фильм «Стиляги», я не думал ни о каком герое. А сейчас я подумал, что персонаж Мелса, сыгранный Антоном Шагиным, возможно, мой герой.

ШО А если речь вести о национальном герое, который обобщал бы понятие «Россия», если такое понятие существует? В Америке, сняв «Унесенных ветром», такого обобщенного героя нашли… Какое у вас представление о русском герое?
— А у нас не нашли. Понимаете, это все абстракция. Не бывает героя, которого не нашли, но о котором есть представление. Это как в интервью, когда спрашивают о женщинах и слышат в ответ, что нравятся добрые, преданные и красивые. Но тебе нравится та женщина, которую ты любишь сегодня. А она может оказаться злой, даже тварью, и совсем не преданной. И также о национальном герое: я могу говорить, что это тот, кто любит свою родину, готов защищать слабых, но это все общие слова, схема, под которую ничего не подходит. Когда Балабанов снял «Брата» и на него пошли подростки, актер Бодров младший, безусловно, был похож на героя. В нем видели простого парня, похожего на всех, способного пойти с обрезом и замочить кого угодно. Он прошел войну, а теперь борется с бандюками и черными. Вот если бы сейчас сняли римейк «Брата», он смог бы реально стать настоящим героем, потому что тогда еще не было большого проката. А сейчас есть. Я не настаиваю. Но я говорю о прецеденте — я видел, как на Бодрова реагировали люди.

ШО Давайте, чтобы выяснить ваши представления о кино и пристрастия, вы назовете несколько фильмов, определяющих сейчас российское кино?
— Вы понимаете, есть фильмы, которые могут мне нравиться, но ничего не определять. Вот, например, перед отъездом в Одессу я посмотрел фильм «Шапито-шоу». Это очень странный фильм, прошедший, тем не менее, с бешеным успехом на Московском кинофестивале. Я не знаю, определяет он что-либо или нет, но сделан он очень искренне, очень весело и свежо. А теперь вы, как кинокритик, посмотрите его и скажите, определяет ли он что-то. Мне кажется, что да. Потому что, если он вышел и на него есть такая реакция, значит, его ждали, а если его ждали, значит, он что-то принес или даже что-то важное отразил.

ШО А вот михалковские «Утомленные солнцем» — они были такими дорогими, громогласными — определяют они что-то или нет?
— Нет, для меня нет. Скажу честно, я не понял их — что режиссер пытался сказать и зачем, почему? Возможно, это вопрос вкусовой.

ШО К сожалению, сейчас в Украине нет даже «непонятных» «больших» фильмов, поскольку кинобизнес вообще пребывает в рудиментарном состоянии. Кино — есть, бизнеса — нет. Но если бы мы все-таки захотели создать что-то большое, определяющее, дорогостоящее, скажем, за 70 миллионов долларов, что бы мы, по вашему мнению, могли вложить в такой проект, какую идею?
— Я скажу, что бы я сделал: я бы распилил эти 70 миллионов долларов на 15 кусков и отдал бы их самым талантливым режиссерам, пытающимся пробиться в большое кино. Я бы остановил к е… матери производство «глобалок». У нас в стране ведь тоже бытует такая идея: за большие деньги сделать один фильм. Когда кино нет, но раз за десять лет можно сделать фильм, чтобы он поразил всех, чтобы рассказал про наш народ что-то такое, чего мы сами не знаем о себе или чего не знает о нас весь мир. А дальше его возьмут в Канны, дадут «Оскар», посмотрят все англичане и американцы… Это полная херня. У вас ведь тоже были такие попытки, вроде фильма о гетмане Мазепе. Гигантоманию надо прекращать, особенно в таких, как наши, бедных странах, и тем более бедных на таланты.

ШО То есть надо создавать нечто маленькое и характерное, как это сделали в Румынии?
— Румынское кино имеет свой стиль, свой взгляд на мир… Не кажется ли вам, что в вашей ситуации есть только один выход? Искать и стимулировать талантливых, способных людей, разговаривать на украинском языке, снимать кино, разное кино. Талантливые люди отличаются от неталантливых тем, что у них есть идеи.

ШО А разве не продюсер указывает режиссеру на идею?
— Тогда вы найдите таких талантливых продюсеров. А вообще кино — это взаимная история. Продюсер — это человек, способный угадать в режиссере присутствие таланта. Потом продюсер может сказать ему, что да, ты хорошо написал сценарную заявку, но снять это нельзя; мол, давай мы отсюда возьмем первую и последнюю строчку, а мой сценарист попробует сделать из этого связную историю… Вот работа продюсера. Но главное, что на той страничке, в той заявке уже что-то было, а у режиссера горели глаза, он хотел снять фильм и знал, о чем хотел снять. Просто в этом продюсер может режиссеру помочь… Если возвращаться к 70 миллионам, то на эти деньги можно запустить программу и просто на уши страну поставить: конкурсами, мастер-классами, семинарами раскопать способных людей. Привезти варягов, в конце концов!

ШО Следующий вопрос: допустим, мы нашли режиссера, а где снимать? На большой студии? У нас есть Одесская киностудия, но она лежит в руинах, поскольку нашему правительству кино не интересно. Однако есть частные структуры, которые не отказались бы ее приватизировать. Так что нам делать: отдать или спасти?
— Ее спасать не от чего — она уже в руинах… Я в Одессе четыре дня и четыре дня веду разговоры об Одесской киностудии — эта тема не только вам интересна. И вот что я вам скажу: если эта киностудия является неким объектом истории, культуры, то из нее вполне возможно сделать музей, а возродить ее нереально. Объясняю. Если я приеду в Одессу снимать кино, то нужна ли мне студия? Нет, так как здесь уже открылись десятки маленьких фирм, готовых тебя обеспечить техникой, людьми, юридическим обслуживанием. Так зачем тебе большая и дорогая студия, содержание которой стоит огромных денег? Мое предложение: если вам нужна память, продайте часть земли, на заработанные деньги реставрируйте павильон Веры Холодной и сделайте из него конфету. Я думаю, что и в Москве скоро не будет больших студий. Наше кино вполне может обходиться и без «Мосфильма». Потому что ты можешь снимать в павильоне у одних, у других брать в аренду камеры, а натуру найти в Минске. Все.

ШО Ну, не все так просто: грызня идет по поводу Одесской киностудии не столько ради кинопроизводства, сколько из-за собственности, власти и денег. Последствия таких разборок вам должны быть хорошо известны: все знают о том, как бывший компаньон Илья Неретин «подвинул» вас из созданной вами вместе студии «Рекун-синема». Кстати, господин Неретин в категорической форме отказался мне отвечать на вопрос, касающийся этой темы…
— Я тоже не буду об этом говорить, и не потому, что не о чем сказать. Просто я не хочу об этом говорить понемножку 150 раз, я хочу сказать один раз и основательно. А мне придется это сделать в ближайшем будущем, потому что меня об этом много кто спрашивает. Я сяду с каким-нибудь серьезным изданием и скажу все.

ШО Насколько важно начинать кинобизнес в стране с основания продюсерской студии?
— Не важно. Надо иметь людей за спиной, которым ты будешь доверять. Хотя мне теперь, после истории с господином Неретиным, это будет сделать очень трудно.

ШО Как тогда быть с принципиальностью в работе? Это уже что-что совершенно не существенное? Не важно уже, лечь под требование рынка и предпочтения аудитории или придерживаться своих взглядов и позиции?
— Я чувствую нерешенные вопросы в Украине — в России таких вопросов уже никто не задает. Поймите одну важную вещь: это не вопрос вашего выбора. Режиссер Балабанов снимает свое кино, какое он сам хочет, но потому что другого он снимать не может. Он снимает «Груз 200», потому что не может снять «Иронию судьбы 2». А есть режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов, снимающий «Иронию судьбы 2», потому что хочет собрать 50 миллионов долларов в прокате и ему это — иногда — удается. Вопрос лишь в том, кто ты, для чего ты живешь и кто тебе готов дать денег, если ты хочешь заниматься искусством. Но всем известно, что одно без другого не живет: представьте себе страну, где выпускают только артхаус или наоборот, где снимают только фильмы, подобные «Иронии судьбы 2»? Это катастрофа. Поэтому есть разные люди, снимающие разное кино. А есть другие разные люди, готовые финансировать разное кино. А значит, и есть люди, готовые смотреть разное кино. В России не так много снимается, но кино снимается. В Украине тоже так будет. У нас сейчас дороже снимать, у вас — дешевле, у нас кто-то более успешен, тут, может, кто-то менее успешен. Но можно и за три копейки снять шедевр. А если он получится, то режиссер поедет в Венецию, где ему дадут главный приз, как это вышло с Андрюшей Звягинцевым: он снял свое «Возвращение» за 300 тысяч, в Венеции получил «Золотого льва», стал звездой, знаменитым, ему Путин пожал руку, и теперь он уже снимает за 8 миллионов российско-шведско-немецко-трам-пам-пам-фильм. Это один путь. И рано или поздно кто-то у вас пройдет по нему. Или другой путь, где плугом будет вспахана почва для простого народа. Если сейчас нет ни того ни другого, то это будет через три года. И это не вопрос решения — какое кино снимать, просто пока нет тех, кто такое может снять. Пока.
читать далее

текст: Ярослав Пидгора-Гвяздовский
фото предоставлено ОМКФ

рейтинг:
5
Средняя: 5 (2 голосов)
(2)
Количество просмотров: 16940 перепост!

комментариев: 1

  • автор: Татьяна
  • e-mail: Tpankeeva@mail.ru

Снимите в главной роли Андрея Биланова - это будет выйгрышь и в первую очередь для Вас, не прогадаете.. С уважением, Татьяна!

опубликовано: 01:50/09.12.2012
Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode