шо нового

Ноктюрн на флейте водосточных труб
19:53/01.03.2011

Музыкальных инструментов изобретено в мире огромнейшее количество. В принципе все, что издает звук, может быть зачислено в состав оркестра. Искать свой инструмент — с уникальным звуком — любимое занятие некоторых музыкантов. Самые изобретательные из них используют то, что находят под рукой

Вначале был Том Уэйтс. На известном пиратском виниле с дивным названием «Swordfishtrombones» была пьеска «16 Shells From A Thirty-Ought Six», где звук вылетающего из пушки ядра надолго опьянил меня своей неповторимостью.
Потом был инструмент под названием Железка. Нельзя сказать, что дни и ночи были потрачены на ее поиски, но стоило случайным образом прозвучать той музыке, которую издавала ее природа, Железка, мирно почивавшая на свалке, была приволочена в дом. Она представляла собой металлическую деталь какого-то неведомого агрегата, ненужную ее владельцу. Для меня, человека возомнившего себя авангардным музыкантом, этот инструмент был нужнее драм машинки. Кроме того, звук от ударов по этому диковинному инструменту был органичным, натуральным, таким же, как у Уэйтса.

Обед с Эриком Сати

Вообще следует заметить, что персонажи, чья безграничная фантазия позволяет им изобретать не виданные и не слыханные человечеством инструменты, всегда привлекают гораздо большее внимание общественности, нежели очередной безликий гитарный ансамбль (хотя не менее важен вопрос умения игры на этих самых гитарах). Думаю, многие слышали легенду о том, как французский композитор Эрик Сати наслаждался за обедом неповторимым звучанием вилок и ножей, после чего был изобретен минимализм. Именно Сати написал оркестровый балет «Парад», поставленный в Париже в 1917 году труппой Дягилева с декорациями Пикассо. В партитуру балета, среди прочего, был введен инструмент Бутылофон, конструкция которого включала в себя батарею бутылок и четыре пишущие машинки. Собственно Сати выдвинул также пост-модернистскую идею furniture music (музыки мебели). Это не совсем то, о чем вы подумали, представляя композитора, использующего столы и стулья не по прямому назначению. Функцию «мебели» в данном случае выполняла сама музыка, которая не касалась слушателей, а присутствовала как фон. И тут самое время вспомнить господина Б. Ино, которому приписывают изобретение стиля ambient.

В палате с Брайаном Ино

Если композитор Сати услышал нечто восхитительное в музыке столовых приборов, то другая затертая до дыр легенда гласит о том, что в середине 70 х годов прошлого столетия композитор Брайан Ино, отлеживаясь в больнице, вдруг услышал это самое — восхитительное и гармоничное — в звуках и хаотическом шуме, доносящемся из открытого окна. Эмбиент — тема не этого материала, да и о нем, кажется, уже все известно. Но вот американского композитора Джона Кейджа (того самого, который «4.33») в контексте изобретений в новой музыке здесь не упомянуть нельзя. Кейдж, о котором мир услышал в 50 е годы 20 века, был дзэн­буддистом и считал, что немузыки просто не существует. Все что шевелится и издает звук — и есть музыка. Достаточно почувствовать движение Дао и Дэ, позволить всему идти своим чередом, наблюдать. Одно из главных изобретений Кейджа — «препарированное» (подготовленное) фортепиано. Если вкратце, то суть идеи такова: на молоточки фортепиано надеваются различные предметы, в результате чего как инструмент, так и произведение звучат совершенно по-другому. К слову, недавно пересмотрев советский фильм «Усатый Нянь», обнаружил там замечательный момент. В нем главный герой, развлекая детишек в детсаду, берет газету и «препарирует» пианино, добиваясь тем самым иного звучания! Интересно, кто из создателей картины знал тогда о Кейдже?

В институт с отбойным молотком

Людей, презирающих традиционные инструменты, появилось предостаточно в 80 е годы. Особенно усердствовали в этом апологеты noise и так называемой «no music». Но больше всего их было среди тех, кто уверенно шагал по жизни под вывеской industrial, и первой из них была берлинская группа Einsturzende Neubauten («Рушащиеся Новостройки»). В 1980 году они взялись ответить на вопрос «много ли смысла можно извлечь из хаоса и каких хаотических глубин можно достичь, сохраняя при этом рассудок и здравый смысл?». За 26 лет поисков ответа, которые продолжаются по сей день, музыкантам группы понадобилось использовать в своем творчестве бетономешалки, отбойные молотки, кирпичи, разбивающиеся о рельсы, циркулярные пилы, электродрели и множество других удивительных вещей. Словно перекликаясь с парижским балетом 1917 года, группа Einsturzende Neubauten устроила в 1984 году в лондонском Институте Современного Искусства «Концерт Для Голосов И Машин». При помощи ацетиленовых горелок, электропилы и генераторов большая часть сцены была разрушена, после чего пришлось вмешаться полиции.
В наше дивное время, то ли под влиянием чудесного мультфильма Сильвэна Шомэ «Трио из Бельвилля», то ли по естественным причинам, появляются новые кудесники, которые усиленно не замечают инструменты, принесенные предками на блюдечке. Взять хотя бы участников норвежской группы Hurra Torpedo, полагающих, что в творчестве невозможно обойтись без… электроплиты. Или трех парней в юбках и макияже из Финляндии — Cleaning Women, исполняющих «интергалактический индустриальный диско­рок» на сушилках для белья, ведрах и банках из-под консервов. Или московскую группу с чудным названием «Пилорама Столяра», среди чьих инструментов хоть и числятся традиционные, но послушайте песенки и посмотрите на лица — и вы все поймете.
P. S. Всем интересующимся непременно следует посмотреть мини-фильм под названием «Music for one apartment and six drummers», который можно найти на сайтах http://video.google.com и www.youtube.com. Вот уж где идеи Кейджа воплощены в жизнь.

Текст: Сергей Гулюк
Слушать и смотреть:
Hurra Torpedo — www. myspace. com/hurratorpedo
Cleaning Women — www.cleaningwomen.com
«Пилорама Столяра» — http://piloramastolyara.narod.ru

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 12059 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode