шо нового

Звуки города: Стокгольм
19:56/28.02.2011

Открывая для себя музыку Швеции, очень быстро приходишь к двум выводам. Во­первых, она успешно развивается уже много лет, и в коротком экскурсе не опишешь всех примечательных музыкантов. Во­вторых, музыканты появляются во всех уголках страны, которую легко можно назвать развитой в плане звука. Можем прикинуть: группа The Cardigans образовалась в городе Йончопинге, The Hives родом из маленького промышленного городка Фагерста, космополитичный Jay Jay Johanson появился на свет в Скара, популярный ныне бард Jos Gonzlez вырос в Гетебурге, студенческие кумиры Slagsmеlsklubben из Норчопинга, а новые звезды Mando Diao из Борланге. Для того чтобы понять, что звучит в столице, нужно прожить в Стокгольме несколько месяцев. Но тогда, вероятно, возникнет желание самому заняться музыкой. Мы попытаемся описать звуки Стокгольма и охватить то, что лежит на поверхности северного города, разбитого на четырнадцать островов. Молодая независимая поп музыка, сдержанная романтика, звукозаписывающий лейбл Labrador, певица с ангельским голом Стина Норденстам, плюшевые медвежата в наколках и шум ветра со стороны Балтийского моря

Швеция не устает демонстрировать свои таланты. Со времен ABBA до наших дней скандинавские артисты бьют рекорды популярности. Сегодня участники легендарного квартета являются зажиточными людьми, кроме прочего в Стокгольме находится несколько отелей и ресторанов, принадлежащих им. Популярная музыка может служить прямой дорогой к большому успеху, что доказал Александр Бард, известный прежде всего как вокалист и продюсер китч-ансамбля Army of Lovers. Правильно расставив ориентиры, Бард стал писателем, обзавелся несколькими фирмами, ныне преподает философию в Стокгольмской школе экономики и даже является консультантом шведского посольства.
Конечно, каждому артисту приходится осознавать, что только международный рынок может повлиять на успешное развитие карьеры. В этом году Стокгольм подготовил очередной коллектив, который должен покорить мир. Teddybears STHLM — трио в меру сумасшедших парней, более десяти лет души не чающих в хардкоровом проявлении панк музыки. А 12 сентября 2006 года они представили в Штатах (в первую очередь) и Европе (во вторую) свою новую пластинку «Soft Machine», полную циничных эстрадных оборотов (www. myspace. com/teddybears). Лучшие друзья этих «плюшевых медвежат» — хип хоп, электронные инструменты, лоск поп музыки, все же позволяющий коллективу чувствовать себя рок­звездным. Группа отказалась от использования отдельных букв имени родного города в названии, но во время записи альбома приобрела друзей в лице (и голосе) великого Игги Попа и Нэнэ Черри. Последняя, кстати, тоже уроженка шведской столицы.
Правда, нордический характер редко пускается в пляс, и музыку Teddybears хочется назвать исключительной. В свое время здесь, как и во всей Европе, развивалась панк-сцена, но в Стокгольме присутствует дух легкой меланхолии, который толкает многих молодых музыкантов на сочинение неспешной музыки с явным романтическим подтекстом. В характере города — не обременять тебя шумом: не слышно музыки в транспорте и в многочисленных кафе, ты можешь остаться наедине с собой. Кроме того, шведская звукозаписывающая индустрия очень высокотехнологична, и начинающему музыканту легко разобраться в компьютерных программах и приобрести не очень новые, но дешевые инструменты. Мастерство приходит с опытом, за этим не стоит гнаться — понимают начинающие коллективы и исполняют
свои откровенные песни для аудитории, которая увеличивается с новым концертом. Так рождался каждый коллектив, сотрудничающий с лейблом Labrador (об этом чуть позже). Можно привести конкретный пример — группа Montt Mardie, состоящая из одного человека Дэвида Пагмара (http://www.myspace.com/monttmardie). В свои 23 года он остается большим любителем комиксов, романтиком в высшей степени и достаточно успешным артистом. Этот успех не измеряется тысячами экземпляров проданных дисков, но парня с удовольствием приглашают на большие музыкальные фестивали, для того чтобы в очередной раз услышать его нежные песни. Montt Mardie издает свою музыку на лейбле Hybris, который работает в Мальмо и Стокгольме, заявляя очень четко: «Мы любим поп­музыку и каждое утро поем ей оду».
Понимание популярной музыки в Швеции не подразумевает сознательно продуманных проектов, но выделяет мелодичную музыку, которая может быть близка и понятна многим. Так, одной из самых известных стокгольмских команд является Hello Saferide, которой занимается милая девушка Анника Норлин, сочиняющая песни под гитару, а на концертах выступающая при поддержке четырех друзей (www. hellosaferide. com). Группа по всем параметрам является независимой, что, как ни странно, не противоречит популярности. Песни из последнего мини-альбома Hello Saferide с оригинальным названием «Would You Let Me Play This EP Ten Times a Day?» звучат по радио, а каждый концерт группы проходит при заполненных залах.
В Швеции в пересчете на душу населения пишется больше всего кулинарных книг в мире. Новая книга рецептов издается каждый день. Это не значит, что шведы — фанатичные гурманы с тонким вкусом. Отсутствие глобальных проблем, которые были истреблены правильной социальной политикой, позволяет людям тратить время на все что пожелаешь. Конечно, система развлечения будет развиваться в таких условиях. Швеция — третий по величине экспортер музыки в мире после США и Англии. Она обожает свои таланты, которым открыто достаточное количество путей для реализации. В частности, клубы готовы принять начинающие команды — места на сценах города всем хватит. Одним из главных рок­клубов Стокгольма считается «Debaser», затерянный между двумя островами города Гамла Станом и Седермальмом. Без посторонней помощи найти его практически невозможно, даже зная точный адрес. Приютился клуб под дорожной развязкой, рядом с небольшой станцией, контролирующей дамбу одного из водоканалов. Летняя площадка и простое невычурное помещение клуба ежедневно привлекают большое количество молодых стокгольмцев. Здесь регулярно встречаешь кого-то из знаменитостей (не только местных, но и приезжих) и впитываешь приятную атмосферу.
Клубы Стокгольма — достаточно дорогое развлечение, как для нашего кошелька. С другой стороны, качество звука всегда на высоте и впечатлений от посещения предостаточно. Его может испортить только охранник, с каменным лицом обитающий возле входа. Если вы ему не понравились, забудьте о развлечениях и очереди, которую выстояли, отправляйтесь домой. Жесткая система фейс-контроля клубов столицы привела в 1994 году к трагедии, когда трое молодых горячих парней, не допущенных в клуб «Sturecompagniet», не смогли вынести обиды и просто расстреляли очередь клаберов у входа из автоматического оружия. Недалеко от того места находится еще одна замечательная точка — клуб «Stacy», которым владеет некогда популярный парень Доктор Албан. Ради смеха согласившись посмотреть на его владения, ожидайте увидеть огромную цепь с замком на двери. Клуб закрыт на неопределенный срок, проверено.
Музыкальная сцена Стокгольма развивается и часто показывает свой характер. Главное, что нужно понять — мы можем ожидать от ее новых героев всего чего угодно. Достаточно вспомнить столичный дуэт The Knife, которым занимаются Олоф и Карин Дрейер Андерссон (www.theknife.net).
За 7 лет существования этот независимый проект прошелся электропилой по музыкальной индустрии, немного испугав, но оставив в живых. Выпиливая темную, но ритмичную электронную музыку, группа в 2003 году умудрилась попасть в списки соискателей шведской музыкальной премии Grammis как лучшая поп­группа. Коллективу уже собирались вручить почетную награду, когда оказалось, что музыканты не прибыли на награждение, прислав вместо себя персонажей, одетых в костюмы горилл. Объяснением этого вызывающего действа был протест The Knife против мужского доминирования в шоу­индустрии. На выступлениях и во время фотосессий участники дуэта стараются также выделяться, примеряя маски. Карин Дрейер Андерссон объясняет, что необходимо максимизировать впечатления от музыки визуально, тем более что музыкант в жизни и музыкант на сцене — разные люди. Для группы The Knife этот аспект важен, как и постоянные эксперименты в рамках шведской музыкальной сцены. Участники коллектива часто рассказывают о том, что на их родине практически со школьной скамьи каждый имеет возможность играть, и, как правило, молодые люди хватают гитары для того, чтобы играть рок. Климат внутри страны располагает к развитию культуры, молодые коллективы могут рассчитывать даже на дотации. В этом, правда, прячется угроза изобретениям и новаторству в звуке. The Knife не позволяет себе расслабляться, изучая возможности звука, результаты чего сохранены на трех полноформатных альбомах, изданных дуэтом на собственном лейбле Rabid Records. По последним данным, Карин и Олоф на время отвлекутся на сольные проекты. Этого следовало ожидать, поскольку Олоф с удовольствием занимался ремиксами, например, он уделил время переосмыслению творчества Стины Норденстам (о ней мы рассказываем далее), а Карин отметилась в качестве вокалистки в треке Royksopp «What Else Is There?». Развитие продолжается.
Развивается и северный город с историей в семь с половиной столетий. Это значит, что приятных музыкальных новостей из Стокгольма на наш век хватит.
Ткст: Вадим Куликов

 

Золотой Выводок Лабрадора

Стокгольмский лейбл Labrador демонстрирует на собственном примере: чтобы играть музыку, не обязательно заканчивать консерватории. Все артисты лейбла — стопроцентные аматоры. Многие из них сначала организовались в группы, а уж потом стали разучивать ноты. И это шведским энтузиастам совсем не мешает. Главное, у них полно идей. В результате получается небанальная и жутко интересная музыка. Она сыграна по-живому. Этим и мила.

На лейбле Labrador действует жесткий фейс-контроль. Принимаются демо-записи только от тех музыкантов, которые проживают в Швеции. Попахивает заносчивым национализмом, но что ж поделать. Скандинавский инди-лейбл — одно из самых интересных музыкальных образований Европы за последние несколько лет.
В звездах лейбла числятся два нестокгольмских проекта — The Legends и The Radio Dept. Оба из Мальмо. Оба недавно выпустили по альбому. Оба активно переосмысливают меланхоличный шугейзер. Пятнадцать лет назад мода на музыкантов, рассматривающих на сцене свои ботинки, как­то быстро прошла. В настоящий момент город Мальмо грозится стать новой Меккой субтильных, романтически настроенных юношей.
Стокгольмский коллектив под названием Suburban Kids With Biblical Names — главная жемчужина лейбла Labrador. Пара колоритных молодых людей с физиономиями ботаников и поразительной непосредственностью в душе переступает все границы дозволенного. Ни петь, ни играть толком они не умеют, но этого совершенно не скрывают. Наивное ребячество в духе романов Эрленда Лу выглядит практически анархизмом. Suburban Kids With Biblical Names — независимая музыка в прямом смысле этого слова: «делаем что хотим и никто нам не указ». Никаких рамок и границ эти стокгольмские парни не принимают. Очаровательно вальсируют на грани между идиотизмом и хорошим «плохим» стилем. Примерно этим руководствовались Чарльз Буковски — пиша, а финн Каурисмяки — снимая. Коллектив выпустил две пластинки под названиями «№ 1» и «№ 2». А следом — записал полноформатный альбом «№ 3». Есть большое подозрение, что группу Suburban Kids With Biblical Names не пустят на порог ни одного крупного лейбла. Еще большее подозрение, что этот коллектив никогда не пойдет сдаваться мейджорам. (На интернет-ресурсе www. youtube. com выложены видеоклипы музыкантов. Обязательно посмотрите их для того, чтобы лишний раз удостовериться: все талантливые люди — по хорошему безумны).
Club 8 — стокгольмский дуэт, музыка которого получила официальное название anorak-pop. Делают его двое обаятельных людей — Йохан Ангергард и Каролина Комстедт. Песни для любителей курток с капюшонами грозятся стать современными серенадами. Тут много гитарных переборов и хрупкой, угловатой лирики. Дело даже не в музыке, а в настроении альбомов. Слушать Club 8 настоятельно рекомендуется всем молодым людям с тонкой душевной организацией. Если не обрыдаетесь, то уж точно побежите рвать ромашки для своей любимой…
Коллектив Acid House Kings называют шведской гитарной группой № 1. Существует он уже почти пятнадцать лет. Играет легкий поп, в котором можно опознать все ингредиенты фолка. Песни Acid House Kings — отличный саундтрек для велосипедных прогулок или походов в дождливое утро за грибами. Композиции крайне осторожны и ненавязчивы. Сыграны в полсилы. Изумительная фоновая музыка, которую незаметно для себя начинаешь проигрывать в голове…
Стокгольмцы Wan Light строят свои песни на небрежно ломанном бите и партиях клавишных. Минимализм чистой воды. В композициях много света и открытых пространств. Очень свежая, практически академическая музыка…
Напоследок еще один столичный проект — Loveninjas. Группа заявлена как концепт. Пока вышла всего одна пластинка, но, похоже, у Suburban Kids With Biblical Names появился серьезный конкурент. Музыканты неплохо владеют оружием ниндзя. А главный участник Loveninjas — огромное сердце с печальными глазами.
Текст: Влад Азаров
Слушать на официальном сайте лейбла:
www. labrador. se/sounds. php3

Стина истинный ангел

В интервью одной из шведских радиостанций Стина призналась, что росла без языка. В том смысле, что ей не с кем было общаться в детстве. Замкнутость девушки в 16 лет начала проявляться в сочинениях, музыке с текстами на неродном английском языке. «Вообще я считаю себя больше художником, чем музыкантом». Она мало понимает в процессе звукозаписи, но создает хрупкие миры в своих воздушных песнях. Долгое время, пытаясь найти визуальные образы, отражающие ее настроения, она увлекалась фотографией. Тогда она хотела передать не только состояние объектов в пространстве, атмосферу, но и красоту индустриальной действительности. Сейчас Стина отложила камеру, поскольку уверена в том, что развивается целенаправленно и начался новый отрезок в ее жизни.
Что именно изменилось в жизни Стины Норденстам, не объяснит даже она сама. Просто чувствует, куда направлен ее творческий поток, и это не определенная поставленная цель, а ощущения, которые в данный момент указывают последующее направление. Рассказывая о том, что всегда имела проблемы с идентификацией реальности, эта девушка привыкла доверять только чувствам. Судя по тому, что Стина записала уже шесть альбомов, она испытывает острое желание петь. Не напрасно, потому что, услышав ее голос, начинаешь верить в существование ангелов на земле.
Впервые ее голос услышали во всем мире после выхода кинофильма «Romeo and Juliet» австралийского режиссера База Лурмана, где звучала песня Стины «Little Star». Трогательная, вкрадчивая композиция казалась магнетически притягательной, но не выдавала за детским голосом солидного опыта певицы. К тому моменту она сотрудничала с композитором Vangelis, издала две пластинки и готовилась представить новый взрывоопасный диск «Dynamite». Третий релиз шведки европейские журналисты хвалили наперебой, но отметили то, что в нем содержится подтверждение борьбы Стины Норденстам с депрессией. По сути, сумрачное настроение певицы не сиюминутно, а постоянно, вдобавок — не гнетущее, а выглядит как всего лишь одно из последствий соединения иллюзорного мира певицы с реальностью.
В ее песнях описаны холодные зимние дни, которые убивают чувства; грусть пятилетнего мальчика, мать которого погибла в автокатастрофе; ощущение парня с пулей в груди, которому видится разрушение всего мира. Большие трагедии, описанные маленькой женщиной, как ни странно, дарят надежду. А свет, ею рассеянный, виден многими. Так, шведский дуэт Yello пригласил Стину к записи новой версии трека «To The Sea», а проект UNKLE вызвался создать ремикс на одну из ее композиций. Вернее, на кавер­версию трека The Doors «People Are Strange», которую певица записала для своего нового альбома, полностью состоящего из каверов. Однако к чужому творчеству Стина Норденстам относится осторожно, как и к предложениям со стороны. Возможно, поэтому она заморозила совместную работу с группой Chemical Brothers, а от записи музыки в саундтрек «Tomorrow Never Dies» очередного фильма о Джеймсе Бонде отказалась вовсе. Еще в подростковом возрасте девушка могла похвастать своими четкими жизненными позициями. Кроме прочего, Стина состояла в рядах Лиги Коммунистической Молодежи Швеции.
Пятая пластинка с простым названием «This Is Stina Nordenstam», вышедшая в конце 2001 года, ничего нового исполнительнице не принесла. Более чем прохладные рецензии подтвердили уверенность певицы в том, что нет смысла распылять свои силы понапрасну, ориентируясь на окружающих, — важнее делать то, что кажется нужным. Стина практически не дает интервью и запрещает себя фотографировать. Ангел в теле уже взрослой женщины противится механике индустрии, но любит эксперименты. В записи упомянутого альбома Стина приняла помощь Бретта Андерсона (некогда лидера британской команды Suede), голос которого звучит в двух песнях. Вдобавок певица сама проявляет инициативу, когда узнает, что датская группа Mew записывает свой дебют, и погружается в его создание на некоторое время. Визуальные образы Стины воплощаются, когда она берется за режиссуру видеоклипов. Снимает преимущественно друзьям, в частности шведской группе Koop. Представить столь хрупкое создание в качестве командующего на съемочной площадке практически нереально, тем не менее, творчество с легкостью создает неожиданный ракурс и в состоянии затеять перестройку личности человека.
Стина Норденстам своими песнями немного изменяет наше отношение к музыке. Негромко рассказывая свои истории, она убеждает в том, что внутреннее напряжение — материя куда более тонкая, чем надрывный рев многих рок музыкантов. Кроме того, мир уже спасен и, видимо, сознательно менять ничего не нужно. Шестой альбом певицы озаглавлен именно этой сентенцией — «The world is saved». Он записывался, как и все предыдущие работы, очень быстро. Стина замыкается, мечтает и пишет прекрасные песни. Она, безусловно, талантлива, хотя не хочется ее сравнивать с кем­либо, для того чтобы показать размах этого таланта. Альбом приходится по вкусу очень многим критикам, отмечающим небольшое джазовое влияние и чудные аранжировки. Верится, для многих они покажутся даже чудотворными, потому что в этой музыке вся Стина, упрямая в своей беззащитности.
Прошло почти два года с тех пор — годы, насыщенные грустью и мечтами. Она приняла участие в записи еще одной датской команды, Filur. Имеет смысл поискать свежий альбом этой группы «Into The Wasteland», потому что свои новые песни Стина никому не показывает. О чем думают ангелы, нам не известно, как и то, почему они грустят. Зато известно, что в городе Стокгольме живет один из них, полное имя которого — Кристина Марианна Норденстам.

Текст: Вадим Куликов
Слушать Стину Норденстам: www. stinanordenstam. net
Слушать Filur: www. filurrecordings. com
Слушать Mew: www.mewsite. com

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 35584 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode