шо нового

Звуки города: Варшава
19:03/27.02.2011

 

Lady Pank

У каждой истории есть свое начало. Обычно оно призрачно и не опирается на исторические факты. Молодые польские команды, возможно, не интересуются хронологией событий, но за спиной чувствуют авторитет тех, кто протаптывал дорожку на большую сцену два десятка лет назад. Оказавшись в польской столице, хочется остановиться и осмотреться. В Варшаве и ныне себя бодро чувствуют те, кого можно с уверенностью назвать ветеранами.

Удел состоявшейся звезды — ежегодно выпускать сборники лучших песен и присутствовать на больших фестивалях в качестве талисмана. Польские музыкальные авторитеты этого не избегают, но при малейшей возможности выступают на клубных площадках страны. У каждой группы жизнь шла по–своему, правда, на всех сказывались особенности польского рынка. С одной стороны, западная музыка оседала в этих краях и часто становилась любимой, с другой — группы в Польше чувствовали себя комфортно, и не многим хватало амбиций стремиться к популярности общеевропейской. Конечно, идеальных условий не бывает, но наличие некоторого количества концертных сцен позволяло артисту реализовывать свои идеи.

Верить или нет — право каждого, но в 1983 году варшавская группа Lady Pank дала около 400 концертов. Спустя два года о команде заговорила западная пресса, делая акцент на том, что это первая ласточка из гнезда, свитого в социалистическом лагере. Группа дала два концерта в Лондоне и пересекла океан, где получила поддержку в публикациях NEWSWEEK и WASHINGTON POST.

Фееричное восхождение группы на новые территории нисколько не было связано с напором, заключенным в слове «панк». Команда играла развеселый поп–рок, не уклоняясь от моды на диско. А название прилипло само собой после записи песни «Maa Lady Pank». Первым настоящим хитом группы стала композиция «Mniej ni zero». Ее и сейчас можно услышать на многих польских дискотеках, но в то время она потребовала считаться с  группой, говоря об индивидуальности Lady Pank. Хотя коллектив легко можно было сравнить с популярной английской группой Police. У польских музыкантов, правда, было больше солнца в музыке и, возможно, удачных стечений обстоятельств. В 86–ом группа выступила в Каннах на музыкальной ярмарке MIDEM, после чего была приглашена в Японию на XV Tokio Music Festival.  Гитарист Jan Borysewicz впоследствии очень гордился именными часами, которые получил от оргкомитета как «лучший композитор фестиваля».

Именно Jan Borysewicz явился основателем, а в последствии — лидером группы. Он многое почерпнул, работая с Budca Suflera (еще одна боевая единица польского гитарного фронта) и задумал собрать свой ансамбль, тексты для которого писал бы его близкий товарищ и соратник Andrzej Mogielnicki. В 1988 году Анджей на некоторое время прекратил сотрудничество с Lady Pank, поговаривали о кризисе внутри группы. Этому способствовала запись сольного альбома Яна. У любого коллектива бывают состояния ступора, тем более у того, который заработал звание «живой легенды».

Контролировать процессы, происходящие в группе, старался фронтмен. Janusz Panasewicz прошел весь путь, являясь голосом, лицом и часто душой коллектива. Практически два десятилетия Януша признавали лучшим вокалистом Польши.

Состав  группы за долгую историю менялся несколько раз, сохраняя капитана и кормчего — Яна и Януша, которые с возрастом не потеряли силы, но приобрели репутацию. В 2000 году команда издает очередную пластинку, со смелым названием «Nasza reputacja», которая становится лучшей пластинкой в жанре рок–музыки. Вообще Lady Pank старались выпускать новые диски как можно чаще. На сегодняшний день, включая несколько сборников лучших вещей разных лет, в дискографии банды около 20 релизов. Трудолюбие, мелодика песен и старые хиты группы привлекали к Lady Pank все большее число поклонников. В июле 2003 года состоялся первый международный слет фанатов группы, который прошел в рамках мероприятия, названного не иначе как «Lady Pank Day».

То, что сегодня происходит с музыкантами, описать сложно, потому что их музицирование, превратившееся в работу, является смыслом жизни. Теперь жизнь изредка состоит из трасс, пролегающих между Детройтом, Нью–Джерси, Чикаго и Торонто. Дома группа выступает еще чаще, нередко получает награды. Последней из них была премия за лучшую песню в 2005 году. Композиция называлась «Stacja Warszawa», что должно говорить о большой любви популярной группы Lady Pank к польской столице. И эти чувства взаимны.

Официальный сайт: www.lady–pank.com.pl

 

«Brygada Kryzys»

Утвердившееся мнение о том, что название влечет за собой судьбу судна, предостерегает от опрометчивости. Однако некоторых отважных лихорадит вызвать огонь на себя. Возможно, подсознательно, но мы выбираем единственно правильный для нас путь. Группа Brygada Kryzys думала, прежде всего, о музыке, которая могла бы стать инструментом. Когда этот инструмент стали принимать за оружие, у группы начались тяжелые времена, но это был ее путь к успеху.

Как известно, жизнь артиста тяжела и неказиста. Именно потому вызывают уважение музыканты, которые самозабвенно долбят стену звука, иногда месяцами не поднимаясь из забоя. До сих пор жива варшавская рэгги–группа Trawnik (www.trawnik.band.pl), образовавшаяся в далеком 1979 году. Чуть позже появилась также ныне здравствующая панк–команда IL62 (www.il–62.most.org.pl). Год 1981 на столичной музыкальной сцене был отмечен рождением группы, которая сегодня звучит все так же радикально, сыро и актуально.
Выбравшись из двух различных рок–команд (Kryzys и Tilt), Robert Brylewski i Tomеk Lipinski в 1981 году объединили свои силы под названием Brygada Kryzys. Новая группа встала на позицию, занимаемую панк–музыкантами и экспериментаторами в области психоделического рока, обозначив свой музыкальный жанр как панкоделия. Организовывая свое первое публичное выступление, которое должно было состояться в Гданьске, группа столкнулась с первыми трудностями. Команде в последний момент было отказано в концерте из–за «чрезмерной артистической и политической активности». Свои взгляды на происходящее в социалистическом лагере Brygada Kryzys не скрывала и, шифруя намеки в текстах шумных песен, стала раздражителем властей. В сентябре группа все же нанесла музыкальный удар на варшавской сцене концертного зала Riviera. Выступление было записано и издано в Лондоне. Спустя два месяца Brygada Kryzys отправляется в польский тур в сопровождении дружеской группы из Великобритании TV 21. Коса варшавской группы нашла на камень, пытавшийся сломить независимый характер группы, когда в одной из гостиниц на глазах бездействующей милиции был избит Brylewski. В декабре 81–го команда собралась с силами и инструментами в сторону Белграда, где планировала представлять «молодую польскую субкультуру». Автобус с музыкантами был остановлен на польско–чешской границе, конфискована аппаратура группы.  Правда, участники команды все же добрались до Югославии, где дали один концерт из двух запланированных.      
Следующий год для группы начался с прямого указания «сверху» об изъятии из названия слова «кризис».  Музыканты на это отвечают отказом, за что получают полный запрет на выступления в Польше и сорванные гастроли в Нидерландах. Поток возмущения вылился в марте 82–го, когда Brygada Kryzys оккупировала новосозданную студию звукозаписывающей компании Tonpress. В ней был записан альбом (на котором значилось только названием группы), в то время выглядящий не просто субкультурным, но контркультурным. Диск вполне мог быть включен в список самых ярких инди–альбомов 80–х годов. То, что пластинка стала знаковой для польской сцены, сомнений не вызывает. Холодный, отстраненный звук и ощущение клаустрофобии на нем описывали отражение реального мира. Фрагментарно ощущения диска схожи с музыкой легендарной банды Joy Division. И здесь уместно вспомнить о том, что первое название группы Йана Кертиса звучало как Warsaw. Варшава.
Диск Brygada Kryzys, разделенный на две стороны — с польскими песнями и песнями на английском — завершается треком «Fallen, Fallen Is Babylon». Однако немногим спустя  Вавилон проявил себя во всем могуществе. 31 августа 82–го Tomеk Lipinski во время уличной демонстрации был арестован. Тремя днями позже группа дает концерт в варшавском клубе Remont (впервые за весь год), после чего объявляет о распаде коллектива.
Tomеk Lipinski тогда решил вернуться в свою старую команду Tilt, Robert Brylewski тоже не смог сидеть без дела и организовал рэгги–ансамбль Izrael. Только в 89–ом музыканты снова заговорили о возможности воскрешения их совместного проекта. В это время рухнула Берлинская стена. Brygada Kryzys могла вздохнуть свободно, группа вышла на сцену после 9 лет молчания, в августе 1991 года. Торопя друг друга, участники команды записали новую пластинку, которая вышла под названием «Cosmopolis». С 1992–го Brygada Kryzys ежегодно собирала концерт 13 декабря, напоминая о трагических событиях в коммунистической Польше.
Память многое хранит, но нужно жить настоящим, что понимает Brygada Kryzys ныне регулярно выезжающая с, концертами в Лондон. Музыканты бережно относятся к тому, что делали раньше; инициировали запись диска ремиксов на песни первого альбома, но им все еще есть что сказать. Зимой 2005–2006 годов участники группы объявили о работе над новым альбомом, который наверняка покажет отражение в музыке дня сегодняшнего. У этой бригады есть свой почерк и опыт, нет только кризиса жанра.  

Официальный сайт:
www.brygada–kryzys.art.pl
Польская музыкальная сцена: www.band.pl

Текст: Вадим Куликов
Фото: из архива группы

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 19208 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама




наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode