шо нового

Пиранделло по-киевски
16:54/27.02.2011

У авторского театра Дмитрия Богомазова «Вільна сцена» наконец-то появилась своя сцена. Намедни здесь состоялась премьера по новеллам Луиджи Пиранделло «Немного вина-2»

Дмитрий Михайлович Богомазов — один из немногих украинских режиссеров, ломающих театральную традицию. Долгие годы он отстаивает свою концепцию современного театра как антитезу советской и постсоветской режиссуре, в основном манипулирующей зрительским сознанием. В работах Богомазова всегда присутствует метафизический налет, некий нарочитый сюр, и любая ситуация в его изложении имеет бесконечное количество транскрипций.
Лучшее, что может сделать режиссер для зрителя — это намекнуть, обозначить легким контуром существование каких–то вещей, ранее почему–то от его внимания ускользнувших. Подчас мучительно хочется уцепиться за какую–нибудь объективную реальность, данную нам Богом в ощущениях, но ее–то как раз и нет. Есть только субъективная, которую зритель сочиняет параллельно с режиссером. Подобная ситуация предполагает интерактивное действо — только ты решаешь, как к чему относиться, и идешь лишь туда, куда хочешь, а не туда, куда тебя за руку тащит режиссер.
Репетиция — это способ думать. По спектаклю всегда видно, о чем думал режиссер, кроме заработка. Плюс ко всему Богомазов — единственный киевский постановщик, сражающийся за свой авторский экспериментальный театр с поистине сектантским мужеством и упорством вот уже много лет.
Достаточно бросить взгляд на афиши киевских академических коллективов, чтобы понять: традиция, традиция и еще раз традиция. Поэтому неудивительно, что посещение театра вырождается у нас в отправление некоего морального долга. Ходят не потому, что хочется, а потому, что так принято среди приличных людей.
В октябре 2001 года Богомазов осуществил свою давнюю мечту — создал авторский театр с символичным названием «Вільна сцена», где поставил четыре спектакля, показанные из–за отсутствия помещения в разное время на разных киевских площадках.
В середине февраля 2006–го Богомазов представил последнюю премьеру — спектакль «Немного вина–2» по новеллам Луиджи Пиранделло, которым, наконец, открыл стационарную экспериментальную студийную сцену. Улица Олеся Гончара, 71. Камерный уютный зал на 20 мест. Самый маленький в Киеве. Самый маленький в Украине. В конце концов, не будем мелочиться — самый маленький в Европе…
Не только театралы, но и те, кто ходит в театр от случая к случаю, хорошо помнят предыдущего Пиранделло в интерпретации Богомазова — «Немного вина и 70 оборотов» — один из главных репертуарных шлягеров Театра драмы и комедии на Левом берегу, поставленный там 10 лет назад и продолжающий идти по сей день с неизменным успехом. В 1999 году этот спектакль был показан во Франции в рамках программы «Взгляд на украинскую культуру» на сцене парижского театра Атевен, где шел четыре вечера подряд без перевода при полных аншлагах.
Пиранделло — любимый автор Дмитрия Михайловича, а с кем еще отводить душу, если не с тем, кого любишь. Надо сказать, душу Богомазов отводил по полной программе. Репетиции начались еще в сентябре, после чего пошли многочисленные версии, больше напоминающие готовые спектакли — менялось почти все, включая сценографию и костюмы (художник Александр Друганов, музыкальное решение Александра Кохановского и Александра Курия). Дмитрий Михайлович — известный перфекционист, в своем стремлении к совершенству он неудержим и умудряется переделывать даже готовые и неоднократно прокатанные спектакли. Кстати, те, кто уже видел богомазовский метафизический триллер «Роберто Зукко», могут смело посмотреть его еще раз — там многое изменилось.
В общем, что заставило режиссера, работая над своим любимым, остановиться на одном из вариантов, остается только догадываться.
«Принцип невозможности объективной системы жизни, высказанный Пиранделло, наиболее близок мне, — рассказывает Дмитрий Михайлович. — Мне хотелось сделать спектакль с молодым поколением актеров, с новым взглядом на автора. Основа работы — импровизация, а общение с таким текстом — настоящая гимнастика для начинающих артистов».
«Твой мир — то, что ты думаешь», — сказал Будда. Во всяком случае, ему это приписывают. По Пиранделло, реальность такова, какой мы ее себе создаем. То, что вы увидите в театре Дмитрия Богомазова, во многом будет зависеть от вас. Подобный спектакль — гимнастика не только для артистов, но и для зрителя.
Человек, страдающий эпителиомой и доживающий последние месяцы, убегает от смерти, прячась за стеклами витрин. Он наблюдает за людьми, придумывая и проживая их жизни, чтобы придать смысл своей. Простая смертная человеческая жизнь длиной в 70 оборотов (это если повезет) при ближайшем рассмотрении лишена всякого смысла. Но если вглядеться попристальнее, весь смысл в том, чтобы ее просто прожить. «Когда вы будете идти по лесу к себе на дачу, сорвите сорняк, — просит человек с эпителиомой. — И посчитайте, сколько в нем лепестков… Значит, столько мне дней осталось. Только, пожалуйста, пусть этот сорняк будет как можно больше…»
А кто–то приходит в трактир смотреть на вино, потому что вино приносит в его жизнь радость. Помнится, один из героев Пелевина подобным образом сражался с мировым злом. «Он выпил, и мировое зло куда–то подевалось. Не то чтобы оно исчезло совсем, но на время он перестал его ощущать». В старом спектакле театра на Левом берегу зрителей угощают вином. В новой версии вам его просто покажут. Рецепт борьбы с мировым злом вы придумаете сами.

Юлия Пятецкая
Фото предоставлены театром «Вільна сцена»

рейтинг:
1
Средняя: 1 (1 голос)
(1)
Количество просмотров: 20854 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама

наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode


русской английский переводчик