шо нового

Болты в рот Марлен Дитрих
00:31/01.07.2010

Кудесники Исландской танцевальной компании способны на все — набить рот болтами мифологизированной иконе кинематографа, налить кровавой вкусняшки в туфли танцовщицам и даже заставить их танцевать на воде.

Исландская танцевальная компания — это независимая общественная организация, благодаря которой маленькая островная северная нация имеет громкую славу на мировой танцевальной сцене. Ее постановки с огромным успехом прошли в 33 странах мира. Основанная в 1973 году Национальным театром Исландии, она достигла небывалого расцвета за последнее десятилетие во главе с авангардной танцовщицей и хореографом Кэтрин Холл, под чьим руководством компания сосредоточилась исключительно на современном танце. К созданию репертуара были привлечены ведущие европейские хореографы, такие как португалец Руи Хорта, немец Йохен Ульрих, финн Йорма Уотинен, голландец Эд Вюббе, британец Ричард Верлок, а также израильтяне Итцик Галили и Рами Беер.
Писать музыку к постановкам приглашались самые разнообразные коллективы страны — от Исландского симфонического оркестра до забойного рэп-кор-коллектива Quarashi, группы экспериментальных композиторов Caput и всемирно известных кудесников мягкой электроники Gusgus. В 2001 году в плавучем клубе Батофар, пришвартованном к берегу Сены в Париже, состоялась постановка компании при участии еще одной прославленной исландской команды — Mum. В создании звуковых ландшафтов к танцам участвовал также один из известнейших дуэтов мировой электронной сцены — финский Pan Sonic.
Самая необычная, нашумевшая и неоднозначная постановка компании на сегодняшний день — «Все мы для Марлен Дитрих», в которой были задействованы исландские, словенские, бельгийские и французские танцоры, музыканты и артисты перформанса. Ее непосредственные демиурги — талантливейшая исландская танцовщица и хореограф Эрна Омарсдоттир и словенский режиссер, драматург и медиахудожник Эмиль Хрватин.
«Смешивать разные формы искусства — очень важно; я думаю, что я бы задохнулась, если бы меня заперли в маленьком мирке современного танца, — говорит Эрна, — я думаю, очень полезно иногда исследовать неизведанное и дистанцироваться от той формы, в которой застыл современный танец». С другой стороны, полагает танцовщица, «все, что я ни делаю в своих постановках, я называю танцем, хотя, возможно, кое в чем вы танца и не увидите».
Критики в один голос назвали представление о Марлен Дитрих, в котором авангардный танец сменяется не менее авангардным театром под очень авангардное звуковое сопровождение, «одним из самых странных зрелищ, когда-либо поставленных на сцене».
Это неудивительно — достаточно начать с того, что в постановке о немецкой богине кинематографа отсутствует такая мелочь, как, собственно, сама Марлен Дитрих. Вернее, создателей гротескного перформанса интересовала лишь одна часть ее натуры: непревзойденная способность развлекать солдат из враждующих лагерей. Как известно, во Вторую мировую войну Дитрих, сбежавшая от нацистов в США, активно гастролировала в районах боевых действий с концертами для американских солдат, что вовсе не мешало немецким воякам с другой стороны фронта продолжать восхищаться самой кинодивой и ее песнями, как, например, шлягером «Лили Марлен».
Однако вместо этой песенки в «Марлен Дитрих» звучит психоделический абразивный панк в исполнении группы Poni, совмещающей музыку с современным искусством перформанса и инсталляции. Причем ее исполнители с прибинтованными к головам микрофонами сами выглядят как некие объекты контемпорари арта. Танцовщицы во главе с самой Эрной Омарсдоттир периодически подключаются к этому квазимузыкальному коллективу то для исполнения припанкованных задорных речевок в духе чирлидерских команд, то для запредельной вокальной психоделии а-ля Лидия Ланч. Все это звучит особо свежо как на фоне проекций кадров хроники Второй мировой с солдатами, аплодирующими Марлен Дитрих, так и в сопровождении загробного мужского голоса, монотонно начитывающего стихи к песне Джона Леннона «Imagine».
Несколько моментов в спектакле, если рассматривать их отдельно, отдают жутким дурновкусием в духе сатанинского мясника-перформансиста Германа Нитша, однако в контексте перформанса они наоборот, превосходно подчеркивают общую идею «Марлен Дитрих». В одном из них Эрна, разбрасывая по сцене громадные куски мяса, начинает играть в импровизированные классики между раскромсанными комками плоти; в другом танцовщица, сексуально примеряя туфлю на высоком каблуке, обнаруживает ее полной кровавой жижи, которую принимается слизывать с собственных пальцев ноги.
Эти рвотные образы ясно указывают цену, которую должен заплатить солдат за изысканное зрелище, на которое у него могло бы и не хватить денег на гражданке: ему всего-навсего необходимо рассчитаться за развлечение в окопе собственной кровью и мясом.

текст: Павел Лужецкий
Официально: www.id.is
www.ernaomarsdottir.com
www.poni.be

рейтинг:
5
Средняя: 5 (1 голос)
(1)
Количество просмотров: 34339 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама




наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode