шо нового

Короли и чудовища Уппланда
17:01/01.09.2009

На востоке Швеции, совсем не далеко от Стокгольма, лежит плодородная равнина и зеленые холмы Уппланда. Столицей этой провинции значится Уппсала, город старый и уважаемый, где короновали шведских правителей, возвели самый грандиозный кафедральный собор в стране и когда­то основали первый в Скандинавии университет. Последний факт влияет на жизнь города самым непосредственным образом, превращая его в кипящий котел науки и студенческой жизни, песен и плясок. С 2001 года Уппсалу часто называют «Меккой регги для скандинавов», потому как ежегодно в начале августа тут проводится «Uppsala Reggae Festival». Кстати, среди участников фестиваля в 2009 году был Ки­Мани Марли — сын Боба Марли и чемпионки спорта по настольному теннису Аниты Белнавис. Но наше путешествие в Уппсалу не было связано со страстью к пинг¬понгу, мы хотели узнать чуть больше о шведской музыке, а вместе с тем о королях, монстрах и ангелах.

Что касается ангелов, об их иерархии, бытии и деятельности все знал философ и теософ 18 века Эммануил Сведенборг, который учился в Уппсале, позже разработал массу важных для науки теорий, создал проект подводной лодки и летательного аппарата. Его долгое время посещали странные сны, а потом и вовсе стали одолевать послания из тонкого мира, которые Сведенборг записывал, приправляя эти дневники собственными комментариями. Сегодня его рукописи, объемом около 20 000 страниц, объявлены реликвиями. С таким же почтением и трепетом многие относятся еще к одной персоне, связанной с Уппсалой, а именно к Ингмару Бергману. Этот театральный и кинорежиссер, который девять раз был номинирован на премию «Оскар», родился здесь, о чем горожане хорошо помнят. Ушедшим летом в честь его памяти открыли фотовыставку, показывающую Маэстро таким, каким он был в жизни — страстным, экспрессивным, тяжелым в работе, но гениальным. Ничего, что эти эпитеты витали в пространстве галереи, не так давно перестроенной из общественного туалета, и фотографии размещались прямо над унитазами, оставленными для остроты артистических ощущений.

В таком пространстве, по-шведски умиротворенном, но весьма оригинальном, вырастает масса талантов, в том числе музыкальных. Среди них жители Уппсалы сразу вспоминают солидный клезмер-оркестр со сложным названием Den flygande bokrullen, которое переводится как «Летающий свиток». Еще говорят о нью-вейв-ансамбле The Search, издавшем уже четыре альбома. Или вспоминают о юной поп-исполнительнице Veronica Maggio, поющей легкомысленные песни с привкусом ретро и текстами типа «где мои 17 лет». Именно в Уппсале появился на свет и вокалист поп-вертепа E-Type, но об этом чаще молчат, потому что музыка эволюционирует, появляются новые подвиды уже знакомых жизнеформ, а старые остаются в прошлом.

Одним из экзотических обитателей пространства шведской поп музыки можно считать квартет Differnet. Уже более пяти лет он записывает то, что издание Pitchforkmedia обозначило как «IDM-pop». Пространные электронные пассажи в музыке Differnet не дотягивают до ландшафтов, они словно замедленные версии треков группы Radio Dept, с повизгивающими гитарами и полусонным женским вокалом. При всем этом их недавно вышедший альбом «Collapsing Universe» не лишен дымки загадочной простоты.

Абсолютно простым, своим в доску парнем может показаться «уппсальский Эминем», длиннобородый и глубокоголосый рэпер и поэт Генри Бауэр, которого именуют чаще по-королевски — Kung Henry. Вообще есть в нем что-то и от Matisyahu, и от самого Боба Марли — живая энергия и хорошо подвешенный язык. Он может непрогнозируемо для зрителей появиться на концерте той самой клезмер-группы, извиниться перед своими поклонниками, что надел пиджак и бабочку, и выдать такую очередь речевых оборотов на английском, что даже самая почтенная в плане возраста публика вскакивает с кресел и старается двигаться в такт. Генри выступал на поэтических собраниях, музыкальных фестивалях, ездил по Бенилюксу и однажды добрался до Африки. В августе 2009-го он издал свой очередной релиз — двойной винил «Escape From Juniper Hills», который оказался в некотором роде юбилейным, так как совпал с десятой годовщиной выхода в свет первого диска песен Генри «Satan pa Gatan». Правда, тогда альбом распространялся исключительно на CD-R дисках. Эволюция налицо.

Некоторые не довольствуются малым и строят наполеоновские планы завоевания мира. Это наверняка касается группы Napoleon, которая, кроме как в названии, проявляет свое скрытое ощущения величия составом — в группе 10 человек. Да и стилистика команды иногда располагает к чрезмерному пафосу, потому как играют ребята сладкий, но звучный вариант музыки soul. Можно навскидку найти в Уппсале абсолютно противоположный по идеологии проект, например, непафосных парней из Frantic Sunday, поп-рок-ансамбля, который появился не более года назад, но неизменно собирает толпу резвых поклонников у сцены. Речь идет о том, что в процессе эволюции хорошо заметно многообразие видов.
Так, о новом виде существ писал недавно сайт Absolut Noise. Его обозреватели рассказывали о том, чье настроение похоже на эмоции песен шведа José Gonzalez, если бы он был серийным убийцей. Этот персонаж смотрелся бы органично в компании Агента Купера и улыбчивого карлика из комнаты с красными шторами. Еще этот человек несколько похож на Джоану Ньюсам, потому как он тоже женского пола и впечатляюще поет. Billie Lindahl — вот имя девушки, которая, кажется, дружит с чудищами из темного леса (где-то неподалеку от Уппсалы) и поет в группе Promise and the Monster. Название команды позаимствовано у детской книги о маленьком пони и симпатичном до жути Монстре. В болезненного вида девушке Билли тоже есть нечто нечеловеческое, она признается в том, что ненавидит физиологию человека и если бы могла выбирать, то пришла бы в мир фарфоровой статуэткой. При этом в своем теле она многого достигла — играет на гитаре, флейте, органе и еще кое-каких инструментах, позволяющих ей самостоятельно прописывать все необходимые партии для песен Promise and the Monster. Ей около 20 лет, но до этого проекта она успела поучаствовать в тви-поп-ансамбле Carmine St. и пост-рок-группе Shore for Shelters. Летом 2007 года она издала дебютный Promise and the Monster EP «Antarktis», а спустя несколько месяцев появился полнофоматный диск «Transparent Knives» на лейбле Imperial Recordings. Послания из сопредельного мира чувственны и немного пугающи.

текст: Вадим Куликов

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 19727 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама




наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode