шо нового

Поиграй с роботом
18:14/01.01.2008

Классическая фраза «тяжелое детство, деревянные игрушки» навивает визии о концлагере для самых маленьких. Там, средь слякоти и бетонных кубов, обитает множество мальчиков и девочек, выдумывающих свои красочные вселенные в грязевых песочницах. В этом отношении игрушка не шалость, не декоративный аксессуар киндервремени. Если вы ребенок, живущий в детском концлагере, то игрушка, пожалуй, самое главное для вас. Она не компенсирует любовь матери, домашний обед или пушистого любимца, но то, что она дарует — это нечто большее, чем возможность просто поиграть. Игрушка — это элемент большого детского конструктора, с помощью которого можно реализовывать выдуманные миры и стать героем большого приключения. Она, ни много ни мало, ресурс для материализации детской мечты. Посему к этому типу товара я склонен относиться с искренним трепетом и серьезностью

Мы не жили в детском концлагере, но, признаем, с игрушками в Советском Союзе было туго. Их хватало, но они являлись наследниками советского монументализма — серыми и однообразными скоплениями пластика и резины. Все эти кубики, замки, машины, солдатики и медведи — все это было, по сути, скромными забавами для зреющего пролетария. За ними не стоял дух искусства, страсть создателя, стремление к индивидуализму как качественному понятию. Советское детство было особенным, но, если говорить об игрушках, достаточно строгим и сдержанным. Производство сложной качественной игрушки полагалось предательским растрачиванием рабочих сил на «империалистические продукты буржуазного порядка».
Парадоксально, но наступивший капиталистический феодализм ничего не изменил. Да, сегодня детские магазины — это настоящие супермаркеты из разноцветного китайского пластика. Хотите меч джедая? Да пожалуйста! Марсианскую машину? Сколько душе угодно. Инопланетный крейсер? Целая полка для вас. Товаров стало больше, но стали ли товары лучше? При массовом рынке происходит постоянная деградация качества товара в угоду его доступности. Таким образом, современный ребенок обитает при ментальности «Made In China». И это тоже своего рода детский концлагерь. В нем нет грязевых песочниц и бетонных казарм для малышни, но вместо этого расцветает посредственное разнообразие, сменившее советский игрушечный минимализм.
Бывало ли другое, лучшее время? Бывало. Вот только не у нас. К примеру, японец Терухиша Китахара коллекционирует детские игрушки вот уже более двадцати лет. Его коллекцию составляют в основном те игрушки, которые были созданы в 50 х, в «золотую эру» японского игрушко­строения. Терухиша уверен, что его игрушки — это артефакты, по которым можно изучать энергии и настроения, волнующие общество того или иного периода. Не мудрено, что ключевым образом японского игрушкостроения 50 х стали роботы. «Современность не может позволить себе подобных игрушек, — рассказывает Китахара. — Население Земли растет, и сегодня важно производить много и дешево. Вот почему сегодня невозможна игрушка­робот из трех сотен микроскопических деталей, которые собираются и раскрашиваются вручную».
Нижеследующая экспозиция — это всего несколько экземпляров из многотысячной армии коллекционера Китахары, но каждая из этих игрушек — повод для ностальгии для любого японца, предмет зависти нашего брата, но главное — образы из смелых мечтаний о кибернетическом будущем, где люди и роботы будут жить вместе. И, как и подобает мечте, все без исключения роботы Китахары — не просто товары для детей, но произведения ювелирно­игрушечного искусства, которые более полувека назад позволяли стране, пережившей Вторую мировую войну, отправляться на далекие планеты, бороться с ящерами и железными капитанами, колонизировать миры и ощупывать межгалактическую дружбу.  

Текст: Анатолий Ульянов

рейтинг:
0
Голосов пока нет
(0)
Количество просмотров: 18458 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама

наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode