шо нового

Рисованные истории
14:12/01.12.2007

Мне тяжело говорить с существом, употребляющим слово «комикс». «You are dead», — грохочет человек Справедливость, улыбаясь хрустальными зубами. «I’ll kill you», — гнусавит в ответ команданте Зло, отхаркивая серебристой кровью. Слово «комикс» парализует мой мозг не меньше вышеописанных чудовищ. Всплывают образы Микки Мауса, Дональда Дака и всей диснеевской секты мультипликационных мясников. Они хохочут, раздают друг дружке подзатыльники и эротично обнимаются на солнечной полянке. Вот она, американская рисованная идиллия, ставшая в сознании нашего гражданина единственной ассоциацией с жанром «рисованных историй» (РИ). Для меня эта банальная ассоциация ненавистна. Я не против супер­героев и ушастых мышей, но меня раздражает, что такой многослойный жанр искусства, как РИ, воспринимается в нашей стране исключительно чрез призму невинных сказочек для добродушной детворы — комиксов. Согласитесь, это достаточно однобоко и ограниченно.
Назовете хотя бы пятерку европейских РИ¬персонажей? Астерикс? Ах, ну да, точно! Но кто еще? Как насчет американской рисованной ребятни? Здесь, разумеется, полегче: Люди Икс, Бэтмен, Человек¬паук, Супермен, Халк, Великолепная четверка, Девушка¬кошка. Голливуд выжег эти имена в нашем сознании. И все же, почему мы по¬прежнему ограждены «железным занавесом» от художественных практик, происходящих гораздо ближе — в соседней Европе? Неужели мы до конца своих дней будем отвергать качественное и глубокое европейское искусство в угоду американским машинам по производству попкорна со снотворным?
Тем временем, европейские рисованные истории — это изящный гибрид живописи и литературы. Еще в конце 80 х одна из РИ Энки Билаля стала книгой года во Франции. Именно тогда европейская арт­среда поняла, что картинки с текстом могут донести гораздо больше, чем улыбку желтопузого Плуто. К слову, сегодня на многих европейских фестивалях рисованных историй уже не смотрят только на рисунок — оценивают сценарий. Пышная форма больше не удивляет. Искомо пышное содержание, пронзительный текст, истории для разных социальных групп. Не только сказки да фантастические боевики, но и философские саги, глубокие драмы, постмодерные романы. РИ предполагает не меньшее обилие текстов, чем, собственно, литература или визуальное искусство.
Что касается постсоветского пространства, то дела здесь обстоят гораздо хуже, чем где­либо: РИ остаются у нас чем­то из рода недоступной экзотики. Опять же, я не имею в виду разноцветные детсадовские брошюры на раскладках, но настоящие книги в дорогом переплете, которые хочется поставить на полку, сдувать с них пыль и шептать: «Моя прелесть». Книги, которые сегодня читают от мала до велика в Японии, Франции, Германии, Великобритании. Истории, ставшие для современной культуры этакой визуализированной литературой — жанром разнообразным и объемным.
Впрочем, первые ласточки светлой стороны РИ¬дискурса у нас уже появились: единственный РИ¬журнал «К9», «комикс¬глянец» в лице марвеловского супер­героизма и некогда андеграундного «Хеллбоя», эстетская «СинСити» и потрясающие работы Энки Билаля «Спящий зверь» и «Легенды наших дней».
Все это чудно. Обиду вызывает другое: наши издатели не знают отечественных РИ художников. Даже тех, кого активно нанимают работать на Западе (красноречивый пример — художник Игорь Баранько, украинская звезда РИ во Франции). Вот и получается, что в нашей стране РИ художник вынужден искать «альтернативные способы выживания» — работать в рекламе, заниматься дизайном и со скрипом выдавать иллюстрации для пустых гламурных журнальчиков. Ах, в Украине прекрасный художественный климат, друзья! Настолько прекрасный, что способен убить художника даже в тех, кто родился с искренним пламенем искусства внутри; даже в тех, кто овладел этим искусством и на сегодняшний день готов производить качественные арт­товары мирового уровня. «Ах, так ты художник? — скрежещет украинская реальность. — Полезай, художник, в офис, работай, художник, в «Excel». Будь офисной крысой, в конце­то концов. В Украине тебе не издаваться».
В противовес этой тягостной реальности я хотел бы представить вам пятерых художников, которые изрисовали сотни страниц и получили признание профессионалов не только в Украине и России, но и в Европе. Многие из них завсегдатаи европейских фестивалей и издательств. Они неизвестны широким массам в Украине. Но именно они — пионеры, вспахивающие почву для грядущих поколений, которым, хотелось бы верить, удастся быть увиденными и прочитанными, но главное — изданными. Посмотрите на эти работы. Это настоящее 9¬ое искусство, подлинные рисованные истории. И я очень прошу не называть все это комиксами.

Текст: Алексей ОЛИН
Художник, пропагандист рисованных историй,
Главный редактор журнала «К9»
Рисунок: Андрей  «Drew» Ткаленко

рейтинг:
3.7
Средняя: 3.7 (3 голосов)
(3)
Количество просмотров: 21173 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама




наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode


Лучший автопылесос сделает качественную уборку в автомобиле без особых усилий.