шо нового

Вуду-театр
17:01/01.10.2009

Колдовские представления авангардной нигерийской артистки Эсэйяхэ Архебамен повергают публику в шоковый транс.

Тому, что делает на сцене Эсэйяхэ Архебамен, трудно найти определение, но, тем не менее, это явно напоминает какой-то колдовской африканский ритуал. Не открывая глаз под трепещущими крыльями век, она мучительно совершает замедленные движения, исполненные мощнейшей внутренней энергии. Она может осенять себя крестным знамением так долго и напряженно, что зрители успевают забыть природу и суть этого жеста, а затем внезапно, с подергивающейся мимикой, напоминая одержимую духами вуду, превратиться в неистовую противоположность статики, в бесноватую колдунью. При этом мощное подспорье древней практике экстаза составляют такие новые средства, как видеопроекции и очень странно подобранная музыка, звуковые ландшафты природы и душераздирающе-навязчивый телефонный звонок. Речь в ее представлениях используется не как средство коммуникации, а в качестве звукового мелизма — поэтому зачастую она бредит на пиджин-инглише, ломаном нигерийском английском, или говорит на одном из множества диалектов Нигерии.
Где бы ни выступала артистка — в Африке, Азии, Европе, Америке, — на публику она производит очень сильное впечатление, хотя многие зрители признаются, что не могут найти в ее выступлениях какой-либо определенный смысл. «Меня и не интересует создание какого-либо смысла, — утверждает артистка, — я провела много лет, изучая конструкцию языка — теперь я одержима тем, чтобы перестать пользоваться языком для высказывания. Прекратить говорить. Я начинала как поэтесса и писательница; сейчас я пишу собой, я сама стала высказыванием. Во мне сосуществует множество миров, много духов, которых зовут Эсэйяхэ Архебамен. Я просто сумасшедший дом, полный персонажей с самыми разными характерами, которые вырываются на волю в самую ужасную погоду только для того, чтобы попрыгать по лужам. И нас совершенно не интересует здравый смысл».
В своей работе Эсэйяхэ Архебамен не разделяет методы: в кучу валится поэзия, драма, танец, перформанс, музыка, видео, живопись. «Мои творения существуют на многочисленных смысловых уровнях: это внутренние диалоги разных медиа. Например, в одном из моих перформансов видеопоэзия пародирует лексикон моих физических движений. Я сама из себя делаю куклу. Мне необходимо освободить то Примитивное, что дремлет в моем теле, от проекций ваших умов, заставляющих меня быть той, кем вы меня представляете для себя».
По ее словам, искусством она занималась, сколько себя помнит. «В Нигерии в этом нет ничего экстраординарного, поскольку экономические условия диктуют детям необходимость самим себя развлекать и кормить. Одно из самых ярких воспоминаний детства — это охота на ядовитых змей, которых мы потом жарили и жадно пожирали. Этот кулинарно-антропологический опыт до сих пор остается для меня одним из самых сильных источников вдохновения. Другой опыт, который столь же значительно повлиял на меня — это обряд изгнания злых духов, в котором меня заставили участвовать, когда мне было пять лет. В некоторых культурах народов Нигерии невидимое и духовное дивным образом смешиваются с осязаемым и материальным. Это означает, что от человека могут ожидать чего-то неосуществимого, в чем собственно и должно проявиться духовное и невидимое. Мне, чтобы доказать, что я не ведьма, нужно было очень долго кружиться в танце и при этом не упасть. Если бы я упала, то это стало бы свидетельством того, что с моим духом что-то не в порядке. Я кружилась минуты четыре и не упала. И это проявление моего духа в дальнейшем привело меня к японскому танцу Буто».
Буто, известный также как «танец тьмы», — современная авангардная форма танца, зародившаяся в Японии в 1959 году. Буто сочетает в себе танец, традиционный театр, импровизацию и перформанс. Его основатель Татцуми Хиджиката, выступавший против кодифицированной структуры танца, говорил: «Я не верю ни в преподавательские методики в танце, ни в контролирование движений». Эсэйяхэ Архебамен занималась танцем буто с Юкио Вагури, который является непосредственным преемником основателя буто и с благословения своего учителя начал популяризовать этот танец во всем мире.
«Когда я стала заниматься танцем буто, я поразилась тому, насколько он близок по духу к традиционным нигерийским танцам и другим элементам культуры Нигерии. Буто для меня послужил тем толчком, благодаря которому я смогла интегрировать свой духовный опыт и мою культуру в мир перформанса. До буто я никогда не занималась танцем профессионально; однако на моей родине в танцевальную культуру вовлечен практически каждый. В моем народе существуют тысячи танцев, некоторые из них очень сложные и даже акробатические. Мой отец танцевал очень хорошо, и его часто избирали танцевать на маскарадах. Он научил меня первому танцу, когда мне было всего четыре года. Танец — это настолько важная часть жизни, что она пронизывает ее всю».

текст: Павел Лужецкий
официально:
http://edoheart.org

рейтинг:
5
Средняя: 5 (1 голос)
(1)
Количество просмотров: 20325 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама




наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode


прицеп для транспортировки лодки