шо нового

Мусульманский панк-тур
20:31/09.07.2012

В 2007 году несколько американских групп — представителей только что на тот момент оформившейся музыкальной таквакор-сцены — отправились с туром по крупным городам США. Фотограф Ким Бадави, также поехавший с ними, после признавался, что чувствовал себя одним из тех легендарных фотожурналистов 60 х, которые документировали Великую Рок-Историю.

текст: Влад Азаров. фото: Ким Бадави
 
 
Жанр таквакор — это радикальная, в какой-то мере расистская, исламофобская гитарная музыка, играют которую коллективы, состоящие из американских мусульман. Что не менее интересно: появление таквакор-сцены — хороший пример того, что порою литература оказывается реальней жизни. Главной фигурой движения таквакор стал нью-йоркский маргинальный писатель Майкл Мухаммед Найт. В 2003 году он сочинил роман, в котором поделился сомнениями по поводу устоев и правил ортодоксального ислама. Сначала книгу не решалось взять ни одно издательство. Писатель раздавал ее бесплатно. Тираж романа он напечатал на ксероксе.


 

Книга называлась The Taqwacores. В основе сюжета лежала история о вымышленном комьюнити исламских панков, проживавших в городе Буффало. Персонажи романа были более чем буффонадными типажами: мусульманин — последователь движения стрейт-эйдж; вечно пьяный, одевающийся в народные индийские костюмы суфи-панк, шиит-скинхед, радикальная исламская оторва-феминистка. Один из экземпляров книги попал на именитый инди-лейбл Alternative Tentacles, основанный Джелло Биафрой — лидером легенд политического панка, группы Dead Kennedys. Затем на книгу обратил внимание известный социальный анархист, автор концепции Временных Автономных Зон и, вероятно, самый взрослый поклонник рейв-движения, Хаким Бей. Следом за роман Найта взялось уважаемое американское издательство научно-философской направленности Autonomedia. Дальше начинается самое интересное.
 

Книга стала американским литературным событием. Известный исследователь ислама — профессор Карл Эрнст — объявил роман Найта «новой «Над пропастью во ржи». Сам писатель был назван «одним из главных молодых голосов Америки времен Барака Обамы». Диалоги персонажа книги — носящей паранджу riot girl по имени Рабея — адаптировали для кукольного телешоу Rapture Project. 18 марта 2005 года американская девушка по имени Азра Номани на основе книжной проповеди все той же Рабеи устроила акцию, грозившую повлечь за собой массовые беспорядки: организовала в Нью-Йорке смешанную молитву, на которую пригласила всех желающих мусульман и мусульманок. Полтора десятка американских университетов включили книгу The Taqwacores в программы своих курсов. Ну и, самое главное, — уйма людей, вдруг решивших, что роман Найта основан на реальных событиях, стала искать ту самую мифическую исламскую таквакор-сцену города Буффало.


 

Никакой таквакор-сцены, естественно, не существовало. Так что Майкл Мухаммед Найт, сменивший амплуа безвестного писателя-неудачника на роль популярного активиста, выступающего за интеграцию восточного ислама в западный светский мир, решил ее создать. Точнее — собрать по частям. Группы, которые в итоге стали ассоциироваться с этим движением, базировались по всей Америке. Первой из них стал бостонский коллектив The Kominas, написавший свой первый хит на одно из стихотворений Найта — Muhammad was a Punk Rocker.


 

Кроме The Kominas (просто чтобы назвать несколько имен) к таквакор-сцене примкнули группа Vote Hezbollah, лесбийский коллектив канадских мусульманок Secret Trial Five, хэвиметаллический проект Al-Thawra. Перечень выглядит, конечно, шизофренично и вполне соотносится с девизом пятнадцатилетней давности, который провозгласили исламоориентированные группы 90 х типа Fun-Da-Mental или Asian Dub Foundation: «Ислам сам по себе больший панк, чем все американские и европейские панк-движения вместе взятые». Впрочем, Майкл Мухаммед Найт заявлял, что он против ярлыка «мусульманский панк». Во-первых, не все участники таквакор-групп — мусульмане. Во-вторых, в их музыке нет такой уж четко выраженной религиозной тематики, как, например, в христианском роке. Так что панк — да; музыка, которую преимущественно играют мусульмане — тоже да; но это тот самый случай, когда «плюс» на «плюс» дает-таки минус, а значит, словосочетание «мусульманский панк» идеологически бессмысленно.

Главная идея таквакор-движения, по словам Найта, — показать, чем живут сегодняшние выходцы из восточного мира, которые ассимилировались на Западе и стремятся скорее к западным ценностям, чем к восточным. В то же время полностью от ислама они не отказываются. Словом, этих людей можно рассматривать чуть ли не как новую национальность, как один из вариантов человека будущего, как этногибрид, который может и достоин иметь собственный голос. Голос пробивается через громкие гитарные запилы, но это из-за амплитуды маятника: внутренняя реакция на слишком уж строгие правила и законы ортодоксального ислама.

У Майкла Мухаммеда Найта в этом смысле показательная биография. Его отец — Уэсли Ангер — рос в семье проповедника-«пятидесятника» — близкой к баптизму ветви христианства. Всю сознательную жизнь Ангер стремился порвать с религией. Настолько, что в юности примкнул к уличной мотоциклетной банде. Затем у него диагностировали шизофрению. Мать Мухаммеда сбежала от мужа, когда Найту исполнилось два года.


 

В конце 80 х, в тинейджерском возрасте, писатель приобщился к хип хопу. Благодаря группе Public Enemy узнал о существовании идеолога движения «Нация Ислама» Малкольма Икса. Далее — несколько лет бесконечного чтения книг об исламе и поездка в университет Исламабада — изучать восточную религию. Степень увлеченности Мухаммеда Найта исламом наглядно демонстрирует следующий факт его биографии: в середине 90 х он был в шаге от того, чтобы отправиться добровольцем на чеченскую войну. Вернувшись в Америку, Найт встретился с отцом. Их беседа длилась около минуты. В ответ на заявление писателя о том, что он решил посвятить себя исламу, Уэсли Ангер сообщил сыну, что всю жизнь был расистом. С тех пор они больше не виделись.


 

Решение несколько успокоиться и перестать столь фанатично относиться к исламу пришло к Найту примерно после американского 11 сентября 2001 года. Писатель признался, что в какой-то момент понял: он лицемерит, переступая порог мечети. С тех пор его стали занимать мысли о том, каким образом современный мусульманин может органично вписаться в западные реалии. Некоторое время он размышлял над проектом мечети, где могли бы чувствовать себя комфортно такие же, как он — исламисты, не видящие ничего плохого в американском образе жизни. Эти размышления в конце концов вылились в книгу The Taqwacores. А сам Мухаммед Найт стал американской поп-звездой.


 

Высшей точкой популярности Найта и всего таквакор-движения стал всеамериканский таквакор-тур, состоявшийся в 2007 году. По видеороликам на «Ютубе» и особенно по фотографиям Кима Бадави, снимавшего эту поездку, видно, что, если не брать в расчет музыкальную стилистику, таквакор-сцена по убедительности, бескомпромиссности, позитивной ярости и наглости вполне могла соперничать, например, с легендарной нью-йоркской ноу-вейв-сценой конца 70 х. Впрочем, сразу после того тура таквакор-сцена начала разваливаться. Таквакор-группы получили обвинение в расизме, популизме, в издевательствах подросткового характера над чувствами истинных мусульман. А еще, что, к сожалению, оказалось более резонным, в том, что, становясь популярными, музыканты начинали банально потакать публике: в их песнях появлялось все больше показушной злости к исламу и все меньше собственно музыки.


 

Закончилось все предсказуемо. Несколько групп прилюдно отреклись от таквакор-движения, решив очиститься и посвятить себя более традиционной исламской музыке. Другие просто стали настаивать на том, что термин «таквакор» — пустышка, знать о нем они ничего не знают и не желают с ним никаким образом ассоциироваться. Майкл Мухаммед Найт, чтобы переключиться, вспомнил свою юношескую страсть — хип хоп — и засел писать о нем книгу.
 

Впрочем, Мухаммед Найт как раз остался единственным, кто не предал идеи таквакор-движения. С тех пор он написал несколько книг-исследований на тему интеграции восточных религий в современный западный мир. И одну художественную, с красноречивым названием Osama Van Halen — своеобразный сиквел романа The Taqwacores. Кроме нескольких персонажей из первой части, одним из главных героев книги стал известный актер Мэтт Деймон. Кажется, именно так принято поступать в большом шоубизнесе — делать продолжение неожиданно выстрелившего авторского проекта, только уже с привлечением общенародных звезд. Словом, в случае Майкла Мухаммеда Найта ясно, что западный мир в нем явно победил мир восточный.
 
 
рейтинг:
5
Средняя: 5 (4 голосов)
(4)
Количество просмотров: 28845 перепост!

комментариев: 0

Введите код с картинки
Image CAPTCHA

реклама



наши проекты

наши партнеры














теги

Купить сейчас

qrcode